Взаимосвязь между ограничением скорости, коэффициентом смертности и средней скоростью

 

Скорость является одним из основных факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия[1]. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что ежегодно в дорожных авариях погибает 1,3 миллиона человек и от 20 до 50 миллионов получают травмы[2]. При этом стоит отметить, что дорожно-транспортные происшествия имеют также значительные экономические издержки. Согласно исследованию "Инвестиции в безопасность дорог: Глобальный императив для частного сектора", аварии обходятся мировой экономике в 518 млрд долларов в год[3].

Эксперты Института Прогнозирования и макроэкономических исследований ИПМИ проанализировали насколько снижение максимальной скорости влияет на дорожную ситуацию (средняя скорость передвижения транспорта) и смертность на дорогах.

В рамках исследования были получены следующие результаты:

  1. Снижение максимальной скорости движения в городах на 10 км/ч может способствовать сокращению смертности на 0,8 человек на 100 тыс. населения в год. Для Узбекистана это 614 спасённых жизней.

  2. Предельная скорость не оказывает значимого влияния на среднюю скорость движения. Основное влияние на скорость передвижения и время в пути оказывает качество дорожной инфраструктуры.

  3. Улучшение в рейтинге верховенства закона на 1 пункт может снизить смертность на дорогах на 3,3 человека на 100 тыс. населения в год.

Говоря об уровне максимальной разрешенной скорости в городах, можно отметить, что на сегодняшний день наиболее популярными являются две теории. В рамках первой теории утверждается, что снижение предельно допустимой скорости приведет к уменьшению количества аварий с тяжелыми последствиями и снизит количество смертей на дорогах. Сторонники второй теории придерживаются мнения, что более низкая скорость транспорта в городах приведет к более сложной дорожной ситуации, а логистика в целом станет менее доступной и более трудоемкой.

Для межстранового анализа мы собрали данные по 140 странам. Для оценки влияния установленного ограничения скорости на среднюю скорость движения в качестве зависимой переменной представлен показатель средней скорости. Также использовались такие переменные, как: смертность от дорожно-транспортного травматизма на 100 000 населения, качество дорожной инфраструктуры, ограничение скорости в городах и сельской местности, а также верховенство закона.

Согласно результатам исследования, улучшение качества дорожной инфраструктуры на 1 балл может позволить увеличить среднюю скорость на 8,6 км/ч, а предельная скорость не оказывает значимого влияния на среднюю скорость движения. Это объясняется тем, что главным фактором, обеспечивающим оптимальную среднюю скорость передвижения, является правильно спроектированная система управления дорожным движением и качественная инфраструктура. Данная система в совокупности с качественными дорогами позволяет оптимально распределять потоки транспортных средств без создания дорожных заторов и искусственного замедления транспортного движения, что будет обеспечивать максимально короткое время для поездки из точки А в точку В.

Результаты эконометрического моделирования показывают, что максимально разрешенная скорость в городах положительно коррелирует с показателем смертности. Другими словами, чем выше предельная скорость, тем выше смертность на дорогах. Это связано с тем, что высокая скорость автомобиля сокращает угол обзора автомобилиста («туннельный эффект»), увеличивает тормозной путь автомобиля, столкновение происходит на высокой скорости, что чаще приводит к смертельным исходам. Согласно результатам эконометрического анализа, снижение максимальной скорости движения в городах на 10 км/ч может способствовать сокращению смертности на 0,8 человек на 100 тыс населения.

Для выявления более чёткой причинно-следственной связи между скоростным режимом и смертностью, также был рассмотрен важный фактор – соблюдение установленного скоростного ограничения. Поэтому мы решили добавить фактор соблюдения правил дорожного движения. Так как по странам отсутствует показатель склонности к нарушениям ПДД, было принято решение использовать прокси переменную – верховенство или соблюдение закона (Rule of law, RoL) [10].

По результатам анализа выявлено, что соблюдение правил дорожного движения оказывает значимое влияние на смертность на дорогах. Чем больше граждане соблюдают правила (выше показатель RoL), тем ниже смертность на дорогах. Улучшение в рейтинге RoL на 1 пункт может снизить смертность на дорогах на 3,3 человека на 100 тыс населения.

В качестве доказательства вышеуказанного утверждения мы разбили страны мира на 3 равные группы в зависимости от показателя RoL и построили отдельные модели в группах с высоким и низким показателями.

Как показывают результаты, в первой группе стран (значение RoL <0,46), где верховенство закона находится на низком уровне, скорость не влияет на сокращение смертности, тогда как в странах с высоким соблюдением правил (значение RoL >0,55) снижение скорости значительно сокращает смертность (1,3 человека на 10 км/ч).

Вставка 1. Индекс RoL Узбекистана составляет 0.49 баллов [10]: это означает, что Узбекистан не входит в первую группу стран, где снижение скорости не даёт ожидаемого результата ввиду периодического нарушения правил. Тем не менее, в условиях Узбекистана наряду со снижением скорости целесообразно внедрять инфраструктурные решения: модернизировать систему, которая помогает водителям легче ориентироваться в дороге и меньше нарушать правила, физически ограничивать возможность езды на высоких скоростях. Более того, наказания за нарушение правил должны быть ужесточены.

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, что снижение скорости действительно позволяет сократить смертность на дорогах, при этом не значительно влияет на среднюю скорость транспортного передвижения. Тем не менее, скоростное ограничение даёт положительный эффект только при улучшении ситуации с соблюдением правил дорожного движения и наличием надлежащей инфраструктуры. Это является важным фактором обеспечения безопасности и сохранения средней скорости движения.

Снижение скорости на 10 км/ч в среднем в мире может снизить количество смертей на дорогах на 0.8 человек на 100 000 населения. В рамках Узбекистана, это означает спасённых 614 жизней. Более того, в авариях на более низких скоростях снижается степень травматизма, что также означает меньше затрат на здравоохранение и более быстрое восстановление людей после ДТП. С экономической точки зрения, стоимость травм в дорожно-транспортных происшествиях оценивается примерно в 1% от валового национального продукта в странах с низким уровнем дохода, 1,5% в странах со средним уровнем дохода и 2% в странах с высоким уровнем дохода[4]

Таким образом, для улучшения дорожной ситуации в Узбекистане и снижения смертности на дорогах страны предлагается реализация следующих мер:

  1. Снизить предельную скорость в городах и густонаселенных районах

  2. Обеспечить контроль над соблюдением скоростных ограничений посредством установки радаров и камер фиксации нарушений

  3. Обеспечить необходимую инфраструктуру: качество дорожного полотна, выделение полос движения, создание искусственных барьеров для превышения скорости и т.д.

  4. Создать условия для водителей, когда те легко могут ориентироваться в потоке: установка знаков, полос по международным стандартам и т.д. Другими словами, необходимо помочь водителям соблюдать установленные правила.

 

Одилжон Назаров,
Старший научный сотрудник ИПМИ

 


[1] Nilsson, G. (2004). “Traffic safety dimensions and the power model to describe the effect of speed on safety.” Bulletin 221, Lund Institute of Technology, Lund, Sweden.
[2] World Health Organization (2022) Road traffic injuries https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
[3] Bartle, S. T., Baldwin, S. T., Johnston, C., & King, W. (2003). 70-mph speed limit and motor vehicular fatalities on interstate highways. The American journal of emergency medicine, 21(5), 429-434.
[4] García-Altés, A., & Pérez, K. (2007). The economic cost of road traffic crashes in an urban setting. Injury prevention, 13(1), 65-68
1316