Учебная нагрузка в школах Узбекистана
Школа является первым местом для становления ребенка, т.к. качественное базовое школьное образование является основой для его будущего. Великий Аристотель говорил: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», Марк Твен говорил: «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию», а персидско-таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма Саади Ширази сказал: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
2023 год объявлен в нашей стране «Годом заботы о человеке и качественного образования». Планируется коренным образом повысить качество образования в школах, пересмотреть учебные программы и учебники, создать все благоприятные условия для получения качественного образования. Данные реформы очень важны в нынешних условиях, так как наблюдается тенденция снижения качества школьного образования.
При этом стоит учесть, что за последние 5 лет в Узбекистане уделяется большое внимание образовательной системе, особенно школьному образованию. Введена практика обучения детей иностранным языкам с первого класса (ранее было с 5 класса), организованы специализированные школы, Президентские школы.
Несмотря на столь высокое внимание со стороны государства во многих общеобразовательных школах наблюдается низкое качество преподавания, особенно таких предметов как математика и иностранные языки. Доказательством этому является то, что выпускники 11 классов не владеют иностранными языками. Это было отмечено и Президентом страны Ш.М.Мирзиеёвым: "В развитых странах языки не преподаются в университетах. Потому что студенты с детства обучились двум языкам. Мы преподаем иностранные языки с первого по одиннадцатый класс. Но какой процент окончивших школу детей могут разговаривать на этих языках?! Ведь столько государственных средств выделяется на это! Где результативность?"[1]. Также подтверждением этого может служить позиция Узбекистана в рейтинге владения английским языком (English Proficiency Index) - 88 место среди 112 стран мира.
Учебная нагрузка узбекских школьников намного выше по сравнению с другими странами (таблица 1). Тем не менее следует отметить, что в последние 4 года учебная нагрузка в Узбекистане сократилась на 25 часов, но несмотря на это узбекские ученики учатся намного больше чем ученики других стран. Недельная нагрузка старших классов в государственных школах Узбекистана составляет в среднем 31 час, в начальных классах 23,5 часов. Ребенок проводит в школе 5-6 часов, а после уроков ходит на курсы по этим же предметам и на спортивные кружки. В среднем на дополнительные кружки школьники тратят около 7-8 часов в неделю[2], общая нагрузка узбекского школьника составляет 39-40 час, для сравнения рабочая неделя составляет 40 часов.
Таблица 1
Учебная нагрузка учащихся по странам мира*
(сравнение основного общего образования)
№ |
Страны(место в рейтинге PISA) |
Всего часов в начальном и неполном среднем образовании, за год |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в неделю |
Кол-воклассов основ-ного обучения |
Средняянедель-ная нагрузкаучащегося |
1. |
Япония (6) |
7 337 |
40 |
183,4 |
9 |
20,4 |
2. |
Эстония (5) |
6 431 |
35 |
183,7 |
9 |
20,4 |
3. |
Финляндия (10) |
6 384 |
39 |
163,7 |
9 |
18,2 |
4. |
Корея (7) |
6 453 |
38 |
169,8 |
9 |
18,9 |
5. |
Германия (19) |
7 401 |
39 |
189,8 |
9 |
21,1 |
6. |
Швейцария (22) |
7 685 |
42 |
183,0 |
9 |
20,3 |
7. |
Великобритания (14) |
8176 |
39 |
209,6 |
9 |
23,3 |
8. |
Франция (26) |
8 152 |
36 |
226,4 |
9 |
25,2 |
9. |
США (25) |
8 903 |
36 |
247,3 |
9 |
27,5 |
10. |
Россия (30) |
6409,6 |
34 |
188,5 |
9 |
20,9 |
11. |
Швеция (17) |
6890 |
40 |
172,3 |
9 |
19,1 |
13. |
Польша (11) |
5334 |
30 |
177,8 |
8 |
22,2 |
14. |
Греция (43) |
6754,2 |
32 |
211,1 |
9 |
23,5 |
15. |
Италия (31) |
7425 |
40 |
185,6 |
8 |
23,2 |
16. |
Дания (18) |
10600 |
40 |
265 |
10 |
26,5 |
17. |
Австралия (21) |
11060 |
36 |
307,2 |
11 |
27,9 |
18. |
Узбекистан** |
8636 |
34 |
254 |
9 |
28,2 |
Источник: Доклад ОЭСР «Взгляд на образование 2021» EDUCATION AT A GLANCE 2021 © OECD 2021
https://www.compareyourcountry.org/snaps/education-at-a-glance-2021/en/2825/2021
**Примечания: Утверждённый учебный план на 2021-2022 учебный год для общеобразовательных школ, академические часы
Высокая учебная нагрузка не является показателем качественного образования. Доказательством этого является то что в Эстонии, Японии, Кореи и Финляндии, несмотря на низкую учебную нагрузку (в среднем 19,4 часов) уровень образования школьников высокий, что подтверждается и в рейтинге PISA.
Ключевым фактором качественного образования является правильное распределение школьных предметов. На рисунке 1 представлена сравнительная таблица распределения учебной программы по странам мира. На данном рисунке учебный план распределен по таким предметам как, чтение, математика, иностранные языки и другие обязательные предметы.
Рисунок 1
Распределение учебного плана по предметам
(в процентах от общей нагрузки)
Источник: Доклад ОЭСР «Взгляд на образование 2021» EDUCATION AT A GLANCE 2021 © OECD 2021
https://www.compareyourcountry.org/snaps/education-at-a-glance-2021/en/2825/2021
Утверждённый учебный план на 2021-2022 учебный год для общеобразовательных школ, академические часы
Так, например, в Австрии, Австралии и Венгрии учебная программа распределена в пользу таких предметов как чтение, письмо и литература. Математику больше всего изучают школьники из Венгрии, Австрии и Кореи. Естественным наукам больше времени уделяют в школах Эстонии, Норвегии и Дании. По изучению иностранных языков в школьной программе лидируют школьники Эстонии, Израиля и Чили. По количеству других обязательных предметов (латынь, древнегреческий язык, классические исследования, экологическое образование, личностное развитие и благополучие, искусство) лидируют Франция, Чили и Швеция.
В Узбекистане, как и во Франции, Чили и Швеции больше времени уделяется на социальные и прикладные предметы (другие обязательные предметы), такие как, история, право, технология, музыка, изо и воспитание. Математику узбекские школьники изучают меньше всех стран, представленных на рисунке 1. 12,9% учебного плана отводится изучению математики, для сравнения в других странах данный показатель составляет в среднем 17%. Английскому языку отводится 6,7% времени учебной программы, по сравнению с другими странами показатель Узбекистана считается средним среди анализируемых стран, за исключением Эстонии и Израиля, где изучению иностранных языков отводится в два раза больше времени чем в Узбекистане.
Таким образом проведенный сравнительный анализ учебной нагрузки и учебного плана позволил сделать следующие выводы:
- узбекские ученики учатся больше чем ученики других стран;
- в учебном плане школ в Узбекистане больше времени уделяется на изучение социальных и прикладных предметов;
- математику узбекские ученики учат намного меньше чем ученики других стран;
- иностранным языкам в школах Узбекистана отводится среднее время обучения, но тем не менее выпускники школ не владеют свободно иностранными языками (за исключением тех, кто занимается индивидуально после школы). О низком качестве преподавания иностранных языков свидетельствует и тот факт, что около 50% учителей иностранного языка провалил тестовые испытания[3];
- в целом учебный план школ Узбекистана распределен не эффективно;
- несмотря на высокую учебную нагрузку качество образования в школах Узбекистана остается очень низкой.
Мнение психологов о высокой учебной нагрузки. Позиция большинства психологов-исследователей заключается в том, что высокую учебную нагрузку можно считать оптимальной только при условии, если она способствует психическому развитию ребенка – формированию интеллектуальной сферы, создает условия для эмоционального благополучия и формирования всесторонне развитой личности, при этом не достигает уровня учебной перегрузки. Учебные перегрузки могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Под субъективным характером учебной перегрузки понимают восприятие учебной нагрузки самим обучающимся как чрезмерно высокой, а также наличие негативных последствий в результате занятости учебой – постоянное ощущение физической усталости, ухудшение психологического самочувствия (снижение настроения, внутренняя подавленность и т. п.), отсутствие у обучающегося возможности уделить время занятиям по интересам, либо просто отдохнуть.
По мнению Е.Л.Аршинской, Г.С.Корытовой и А.И.Корытовой если школьник тратит на выполнение домашних заданий по три-четыре часа в день и, кроме того, еще посещает дополнительные занятия с учителем, предметные факультативы, репетиторов и пр., то можно с полной уверенностью говорить о том, что такие временные затраты с высокой вероятностью станут причиной возникновения утомления и негативно повлияют на здоровье школьника, его интеллектуальное и личностное развитие.
Как считают Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная и Л.Н.Демидов при учебных перегрузках отмечается чрезмерное напряжение и быстрое утомление, которое при длительном воздействии может перейти в состояние хронического переутомления. Следствием учебных перегрузок может быть резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания, расстройства психоневротического характера (нарушение сна, навязчивые страхи, плаксивость, капризность, повышенная раздражительность). У ребенка также отмечаются леность, плохое настроение, пропадает интерес к учебе, снижается мотивация к другим общественно полезным видам деятельности, требующим интеллектуальной и физической активности. Происходит заметное снижение успеваемости и замедляется развитие интеллектуальной сферы, что в свою очередь ведет к проявлениям школьной дезадаптации, нарушению межличностного общения и в результате способствует дисгармоничному развитию личности.
Таким образом, пытаясь обучать детей всему и побольше, мы оказываем большое давление на их психологическое и физическое состояние. Школьная программа должна быть эффективной, т.е. исходя из интересов, и разрабатываться для старшеклассников исходя из выбранных будущих профессий.
Нагрузка учителей. Качество образования напрямую зависит от качества квалификации учителей, и от качества методической работы. Высококвалифицированный, способный управлять своими эмоциями учитель сможет преподавать более качественно. Наличие большого количества педагогических часов и высокое количество учеников в классах способствует снижению качества преподавания. В 2021-2022 учебном году число учителей составило более 520 тыс.чел., при этом численность учеников составляет 6,3 млн.чел. Соотношение учеников на одного учителя составляет 11,9 ученика.
Для справки: В США на одного учителя приходится 14 учеников, в Канаде — 19, Китае — 15, Россия-17, Германия и Франция — 13.
Экспертами ИПМИ был проведен сравнительный анализ педагогических часов по странам мира. В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа.
Таблица 2
Сравнительная таблица педагогических часов по странам мира
№ |
Страны(место в рейтинге PISA) |
Кол-во педагогических часов(60 минут), в год |
Всего учеб-ных недель |
Кол-водней препода-вания |
||
Начальная школа |
Непол-ное средне образование |
Старшие классы среднего образования |
||||
1. |
Япония (3) |
747 |
615 |
511 |
40 |
200 |
2. |
Эстония (5) |
592 |
609 |
574 |
35 |
175 |
3. |
Финляндия (8) |
673 |
589 |
548 |
39 |
195 |
4. |
Корея (9) |
680 |
513 |
539 |
38 |
190 |
5. |
Германия (13) |
691 |
640 |
610 |
39 |
195 |
6. |
Швейцария (15) |
806 |
750 |
637 |
42 |
210 |
7. |
Великобритания (23) |
855 |
855 |
855 |
39 |
195 |
8. |
Франция (25) |
900 |
720 |
720 |
36 |
180 |
9. |
США (31) |
1004 |
966 |
966 |
36 |
180 |
10. |
Россия (30) |
561 |
483 |
483 |
34 |
170 |
11. |
Австралия (21) |
878.4 |
828.3 |
821.2 |
36 |
180 |
12. |
Италия (31) |
745.8 |
610.2 |
610.2 |
40 |
200 |
13. |
Польша (11) |
604.1 |
483.3 |
477.9 |
30 |
150 |
14. |
Дания (18) |
705 |
696 |
517 |
40 |
200 |
15. |
Узбекистан* |
612 |
680 |
680 |
34 |
204 |
*одна полная ставка
Как видно из таблицы 2, количество педагогических часов учителей из Узбекистана не сильно отличается от других стран. Но количество дней преподавания на много больше чем в других странах, за исключением Швейцарии. А в таких странах как Польша, Эстония и Россия количество дней преподавания намного меньше чем в Узбекистане.
На наш взгляд на качество образования также влияет количество учеников в классах. На сегодняшний день в классах общеобразовательных школ Узбекистана количество учеников не должно превышать 35 человек, т.е. во время уроков на 1 учителя должно приходится не более 35 учеников. К сожалению, в городских школах наблюдается превышение нормы в классах, так в некоторых школах число учеников составляет 40-42 чел. (данная тенденция характерна для больших городов). Основная причина которого нехватка мощностей государственных школ, которая в 2021/2022 учебном году составила 5111,1 тыс. мест., а численность учеников 6304,6 тыс. Следует отметить, в 2021/2022 учебном году в республике 290 школ не были готовы к принятию учеников[4].
Рисунок 2
Количество учеников в классах общеобразовательных школах по странам мира (чел.)
На рисунке 2 наглядно видно, как сильно отличается численность учеников в классах Узбекистана по сравнению с другими странами. Перегруженность классов не позволяет учителям качественно и эффективно проводить уроки, что в свою очередь сильно влияет на качество образования в школах Узбекистана.
Таким образом, анализируя нагрузку учителей и количество учеников в классах, можно сделать следующие выводы:
количество педагогических часов учителей из Узбекистана на много меньше чем в других странах, но количество дней преподавания больше - это связано с тем, что во многих странах даже старшеклассники учатся пять дней в неделю;
в Узбекистане наблюдается высокое давление на учителей из-за большого числа детей в классах, что не дает возможность за 45 минут уделить внимание каждому ученику, что влияет на снижение освоения темы и успеваемость учеников.
В связи с выше перечисленным, в школах Узбекистана предлагается пересмотреть учебную программу и сократить количество уроков. Проведенный анализ выявил, что в школах Узбекистана количество предметов больше чем в других странах и это создает дополнительную нагрузку на учеников и не позволяет сосредоточится на тех предметах, которые важны для их будущей профессии.
Сокращение учебной нагрузки учеников позволит правильно распределить преподавательский состав в школах. Также, при условии сокращения уроков можно решить проблему нехватки учителей в школах.
Частные школы. На сегодняшний день альтернативой государственным школам стали частные школы. В стране развиваются частные школы: их количество достигло 102 единиц, 0,5% школьников обучаются в частных школах.
Основным преимуществом этих школ является малое количество учащихся в классах, которое не превышает в среднем 10-15 человек, высококвалифицированный педагогический состав, международные учебные программы и хорошо организованный досуг детей. Во многих частных школах иностранные языки изучаются углубленно, некоторые из них специализируются на математике.
Сравнительная оценка государственных и частных школ Узбекистана позволила сформировать следующие выводы:
- в частных школах уделяется больше внимания иностранным языкам, информационным технологиям, творческим предметам;
- не требуются дополнительные кружки как по основным предметам, так и по спортивным секциям, все находится в школе и входит в стоимость обучения;
- есть такие предметы как Kinder MBA (развитие предпринимательских способностей у детей с 1 класса), которые не ведутся в государственных школах;
- информационные технологии преподаются с 1 класса;
- домашние работы выполняются в школе с учителем.
Несмотря на большие плюсы частных школ, многие родители не могут позволить себе частные школы, т.к. на сегодняшний день их стоимость варьируется от 3 млн до 15 млн сумов в месяц.
Результаты опроса. В целях выявления учебной нагрузки и оценки качества школьного образования эксперты ИПМИ провели опрос среди родителей. В онлайн-опросе участвовали 203 респондента (N=203), дети которых учатся в государственных (91,1%) и частных – (8,9%) школах.
По результатам опроса было выявлено что, системой дополнительных занятий в школе (продленки) пользуются 35,5% родителей, дети которых в основном учатся в начальных классах. По мнению большинства родителей (61,1%), интенсивность учебной нагрузки для ребенка считается оптимальной, 25,1% считают ее высокой, а 13,8% низкой.
По мнению родителей, объем домашних заданий также считается оптимальным – так ответило 69,0% респондентов, чрезмерной считают 22,2%, а 8,9% утверждают ее недостаточной.
Несмотря на оптимальность учебной нагрузки и домашних заданий, 38,4% родителей не удовлетворены уровнем знаний, получаемых в школах; 12,8% родителей оценили уровень знаний своих детей как высокий; 48,8% считают его достаточным для будущих профессий.
Большинство родителей активно пользуются услугами репетиторов: систематически - 40,9%, иногда – 34,5%, не пользуются - 24,6%. Опрос показал, что к услугам репетиторов приходится обращаться в зависимости от типа школы: учащиеся в государственных школах более активно пользуются услугами репетиторов – 43,2%, чем учащиеся частных школ – 16,7%. Также анализ взаимосвязи уровня знаний, получаемых в школе, и пользование услугами репетиторов показал, что уровень образования во многом зависит от материального положения семьи. Так, 15,4% родителей оценившие уровень знаний недостаточными не пользуются услугами репетиторов.
Респонденты отмечают снижение уровня знаний преподавателей: по мнению 38,4% родителей уровень знаний преподавателей достаточно высокий, 56,2% оценили, как недостаточный, а 5,4% дали низкую оценку.
Качество образования можно оценить на основе интереса детей к занятиям. Родители 46,3% детей признали интерес детей к занятиям, у 43,8% родителей дети не всегда проявляют интерес, а у 9,9% вовсе не интересуются занятиями.
По данным родителей, до сих пор отмечается высокая плотность детей в классах, у 32,2% детей в классах учатся 36-40 учеников, у 7,4% детей более 40 учеников.
На основе получаемых детьми знаний, 76,8% родителей считают, что их дети не смогут поступить в ВУЗ без помощи репетиторов или кружков.
По мнению многих родителей (59,1%) в учебной программе школ имеются предметы, которые можно было бы изучать вне школы самостоятельно. Рейтинг предметов составил следующею картину: родители считают, что ИЗО (11,0%), музыку (10,8%) и технологию (8,8%) можно изучать самостоятельно, поскольку данные предметы рассчитаны для расширения кругозора ребенка.
С помощью полученных результатов опроса эксперты ИПМИ провели эконометрический анализ для влияния действующих факторов на качество образования. В анализ вошли все вопросы из опроса. Для оценки был использован метод наименьших квадратов. Уравнение модели выглядит следующим образом:
где, Y- качество образования;
х1- интерес ребенка к учебе;
х2 - уровень знаний преподавателей;
х3- степень интенсивности учебной нагрузки
х4 – объем домашних заданий;
х5- количество учеников в классе.
По результатам эконометрического анализа было выявлено, что увеличение интереса ученика к школьным предметам на 1 % увеличит качество образования на 0,49%, увеличение уровня знаний учителей на 1% повысит качество образования на 0,39%, уменьшение объема домашних заданий способствует увеличению качества образования на 0,12%. Снижает качество образования высокий показатель интенсивности учебной нагрузки и высокий объем домашних заданий. При увеличении двух показателей на 1% качество образования снижается на 0,12%. Также, было выявлено что при увеличении количества учеников в классах на 1% снижает качество образования на 0,08%.
Таблица 3
Эконометрический анализ факторов, влияющих на качество образования
Факторы |
Коэффициенты |
P/v |
интерес ребенка к учебе |
0,49 |
0,000 |
уровень знаний преподавателей |
0,39 |
0,000 |
степень интенсивности учебной нагрузки |
-0,12 |
0,092 |
объем домашних заданий |
-0,12 |
0,095 |
количество учеников в классе |
-0,08 |
0,131 |
тип школы (государственная/ частная) |
-0,01 |
0,456 |
продленка |
0,05 |
0,543 |
R2 |
0,40 |
|
Количество наблюдений |
203 |
Таким образом, для достижения высокого качества школьного образования, в первую очередь, следует повышать качество преподавателей, повысить интерес учеников к учебной программе, где большую роль, в первую очередь, играют преподаватели затем родители. Высокие учебные нагрузки и большой объем домашних заданий создает высокую нагрузку для школьника и понижает его интерес к учебе. Из-за этих причин следует пересмотреть учебный план в школах Узбекистана. Это также было отмечено Президентом страны “Если какой-то предмет отстал от времени, какой смысл его держать?”, задался вопросом глава государства[5]. Таким образом, предлагается уменьшить количество некоторых предметов в пользу таких предметов, как математика, иностранные языки и science.
Рейтинги, по оценке качества школьного образования. На сегодняшний день существует несколько международных рейтинговых систем оценки качества школьного образования.
1. PISA. Программа ОЭСР, по международной оценке, учащихся (PISA) исследует, уровень учащихся по чтению, математике и естественным наукам. На сегодняшний день он обеспечивает наиболее полную и строгую международную оценку результатов обучения учащихся. Результаты PISA указывают на качество и справедливость результатов обучения, достигнутых во всем мире, и позволяют корректировать политику страны в сфере образования в соответствии с лучшими практиками, применяемыми в других странах. Каждые три года случайно выбранная группа пятнадцатилетних сдает тесты по ключевым предметам – чтению, математике и естественным наукам – с упором на один предмет в каждый год оценивания. PISA уникальна тем, что разрабатывает тесты, которые не связаны напрямую со школьной программой, и предоставляет контекст с помощью справочных анкет, которые могут помочь аналитикам интерпретировать результаты. Тесты предназначены для оценки того, насколько учащиеся по окончанию обязательного образования могут хорошо применять свои знания в реальных жизненных ситуациях и, следовательно, могут полноценно участвовать в жизни общества. PISA охватывает более 80 стран.
2. Международное исследование качества чтения и понимания текста (The Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования. Позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания письменного текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. PIRLS позволяет странам принимать основанные на фактических данных решения по улучшению обучения чтению. PIRLS охватывает 61 страну.
3. TIMSS. Основной целью TIMSS является предоставление справочной информации, которую можно использовать для улучшения преподавания и обучения. Исследование собирает подробную информацию об учебной программе и ее реализации, методах обучения и школьных ресурсах. Оценка основана на комплексных схемах оценки, разработанных совместно со странами-участницами. Эти рамки определяют знания и навыки, которые необходимо оценить. Оценки TIMSS основаны на всеобъемлющей структуре, разработанной совместно со странами-участницами. TIMSS проводится среди учащихся 4-го и 8-го классов, когнитивные области (знание, применение и рассуждение) одинаковы для обоих классов и охватывают ряд когнитивных процессов, которые участвуют в решении задач. PIRLS охватывает 70 стран.
Узбекистан планирует поэтапное вступление в данные рейтинги. Внедряются новые государственные образовательные стандарты и учебные программы, в том числе метод STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика). С 21 апреля по 7 май 2022 года Узбекистан впервые принял участие в международном опросе PISA, по оценке качества образования. Были оценены знания 7363 учащихся в возрасте 15 лет из 202 школ, отобранных случайным образом. Кроме того, страна будет участвовать в Международном исследовании системы преподавания и обучения ТALIS — оценка условий труда учителей и образовательной среды в школах.
Мухаббат Ахмедова,
руководитель группы ИПМИ,
Анвархужа Шоазизов
ведущий научный сотрудник ИПМИ,
Шарифа Амриддинова
старший научный сотрудник ИПМИ
[1] https://podrobno.uz/cat/obchestvo/mirziyeev-raskritikoval-nizkoe-kachestvo-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-shkolakh/
[2] По результатам проведенного опроса, описанный ниже
[3] https://president.uz/ru/lists/view/4327
[4] https://upl.uz/president/27602-news.html
[5] https://podrobno.uz/cat/obchestvo/v-uzbekistane-planiruetsya-sokratit-chislo-ustarevshikh-predmetov-v-shkolakh-/
3889