Текстильная отрасль: стремление регионов к новым горизонтам. Возможности повышения экспортного потенциала регионов: текстильная отрасль

 

Регионы Узбекистана обладают богатым опытом и местными традициями текстильного производства. Наличие сырьевых ресурсов, трудового потенциала, накопленного опыта с учетом внедрения передовых практик мира создают возможности преодоления сырьевой зависимости экономики, диверсификации промышленности, перехода на более высокие технологические циклы.

Мировой опыт свидетельствует, что при благоприятных условиях развитие текстильной отрасли может стать прорывной точкой экономического роста страны и ее регионов. Текстильная промышленность в развитых и ускоренно развивающихся странах рассматривается как драйвер экономического роста и сокращения бедности населения (Raichurkar H., 2015; Irun B., 2017; Heymann E., 2018). В этом плане для регионов Узбекистана, обладающих определенными конкурентными преимуществами и потенциалом, приоритетным направлением является обеспечение сбалансированного территориального развития за счет диверсификации текстильной отрасли.

При оценке особенностей экспорта текстильной отрасли регионов применены следующие методы исследования:

  1. Индекс Revealed comparative advantage (RCA), дающий представление о региональных конкурентных преимуществах. При этом RCA ≥ 1,000 – наличие конкурентных преимуществ региона.

  2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), характеризующий уровень территориальной концентрации экспорта. При этом HHI → 0 означает идентичность территориальной структуры (деконцентрация).

Для расчетов использованы данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2021 год, учитывающие объемы экспорта текстильной продукции в разрезе Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента.

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований проведена оценка региональных особенностей экспорта текстильной отрасли за 2021 год.

Как же представлена текстильная отрасль Узбекистана?

Мировая практика текстильной отрасли является ярким примером обеспечения успешного экономического роста за счет приоритета развития стран на экспорт текстиля и одежды (Великобритания, США, Япония, Южная Корея). С учетом производственного потенциала и преимуществ с целью укрепления позиций на мировых рынках Узбекистан также взял курс перехода экспорта от сырьевой продукции (хлопка-волокна) на экспорт готовых товаров с высокой добавленной стоимостью.

По данным исследовательского агентства Research and Market в мировых рейтингах Узбекистан в 2018-2020 годах занимал 6-е место по производству хлопка, 3-е место - по экспорту хлопка, 2-е место – по экспорту хлопка-волокна (http://www.techportal.ru/market/research-and-markets).

Согласно расчетам ИПМИ доля текстильной промышленности в валовой добавленной стоимости, произведенной в экономике Узбекистана в 2021 г. составила 2,9%, в том числе текстильных изделий – 2,2%, одежды – 0,7%. В сравнении с 2020 г. наибольшие структурные изменения произошли в выпуске текстильных изделий (с 2,0% до 2,2%). Вместе с тем текстильная отрасль занимает ведущее место в экспорте товаров и услуг страны (порядка 17,5% в общем объеме экспорта товаров и услуг).

Максимальное использование природно-экономического потенциала, местных ресурсов и возможностей, наряду с реализацией мер по поддержке местных товаропроизводителей, стимулированию деятельности предприятий-экспортеров готовой продукции за счет предоставления налоговых и таможенных преференций, внедрению международных стандартов по обеспечению качества продукции, дала возможность укрепления конкурентных преимуществ текстильной продукции страны и ее регионов на мировом рынке.

Благодаря этому достигнуты определенные результаты качественной диверсификации экспорта.

во-первых, за счет внутренней переработки местных ресурсов (переработка 80-90% хлопка-волокна) обеспечено сокращение экспорта сырьевой продукции (хлопок-волокно) и повышение промышленных товаров (пряжа, ткань, одежда). В товарной структуре экспорта доля текстильной пряжи и ткани – 13,5%, одежды – 4,0%.

во-вторых, налажен экспорт порядка 500 наименований текстильной продукции в ближнее и дальнее зарубежье. Основными экспортоориентированными товарами текстильной отрасли являются: пряжа (560 тыс.тонн в 2021 г.), ткани хлопчатобумажные (297 млн.кв м), ковры и ковровые изделия (11,2 млн.кв.м), мужские и женские костюмы, пиджаки, рубашки (76,2 млн.шт).

в-третьих, за счет выхода на новые ниши мирового рынка Узбекистан наладил поставки местной текстильной продукции в более 65 стран мира. Основными торговыми партнерами являются Россия, Китай, Турция и Кыргызстан (экспортируется порядка 80% текстильной продукции страны).

Какими же конкурентными преимуществами обладают регионы?

  • большинство регионов (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Ферганская, Хорезмская области) ориентировано на экспорт пряжи и ткани (в экспортной корзине региона доля продукции составляет 21,0%-58,0%, RCA=1,578-4,209);

  • Андижанская, Джизакская, Наманганская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская области обладают преимуществом экспорта готовой продукции (в сумме более 80% от республиканского объема экспорта одежды и одежных принадлежностей, RCA=1,040-5,478).

Таблица 1

Конкурентные преимущества регионов в экспорте текстильной продукции за 2021 году

Наименование товара

Вклад товара в респ. экспорте, %

Регионы – ведущие экспортеры

(RCA≥1,000)

Категория «Промышленные товары»

Текстильная пряжа, ткани

13,5

Андижанская (2,202), Бухарская (2,394), Джизакская (4,278), Кашкадарьинская (4,209), Наманганская (3,712), Самаркандская (1,653), Сурхандарьинская (3,123), Сырдарьинская (1,578), Ферганская (3,603), Хорезмская (3,371)

Категория «Готовые изделия»

Одежда и одежные принадлежности

4,0

Андижанская (5,478), Джизакская (2,189), Наманганская (4,615), Самаркандская (1,575), Сырдарьинская (2,042), Ташкентская (1,599), Ферганская (1,040)

О чем же свидетельствуют факторы территориальной сбалансированности экспорта текстильной отрасли?

Условия возрастающей конкуренции на мировых рынках вызывают необходимость дальнейшего расширения экспортного потенциала регионов. В этом плане территориальная сбалансированность экспорта текстильной отрасли с учетом факторов концентрации и диверсификации выявила следующие особенности:

 в экспорте текстильной пряжи и тканей (0,065), готовых изделий (0,227) отмечается относительная территориальная диверсификация (HHI≤0,300; деконцентрация), сопровождающаяся наличием конкурентных преимуществ экспорта данных видов продукции в большинстве регионах страны;

в товарной структуре экспорта текстильной продукции Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Ферганской областей отмечается недостаточный уровень диверсификации, обусловленный преимуществом пряжи и тканей (более 50% в общем объеме экспорта товаров и услуг региона), т.е. низкотехнологичных видов товаров.

Каковы перспективы развития текстильной отрасли Узбекистана?

В целом как показывает мировая и отечественная практика, при диверсифицированном экспорте экономика страны и ее регионов более устойчива к внутренним и внешним факторам. С учетом этого экспертами ИПМИ расширение экспорта текстильной продукции предлагается за счет решение следующих вопросов:

  1. Обеспечение последующей производственной переработки пряжи, тканей до выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью (Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Наманганская. Самаркандская, Ферганская, Ташкентская области). В этом плане необходимо формирование схемы создания единой цепочки добавленной стоимости текстильной продукции, выбрав в качестве пилотного региона Бухарскую область.

  2. Освоение производства и экспорта инновационной текстильной продукции, как перспективного направления экспорта. В этом плане для регионов имеются возможности расширения производства искусственных волокон, синтетических тканей и готовой продукции из них на базе развитой нефтехимической промышленности страны (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Ташкентская области).

  3. Проведение международных региональных форумов готовой текстильной продукции с учетом национального колорита территории, местных традиций, современного дизайна и моды. В этом плане обмен опыта и знаний, привлечение зарубежных дизайнеров, ведущих технологов мира позволит расширить ассортимент швейной и трикотажной продукции, имеющих широкий спрос на внешнем рынке.

 

Э.Якубова,
Заместитель руководителя проекта ИПМИ

3234