Оценка достижения углеродной нейтральности Узбекистаном: анализ ситуации и сценарии
Актуальность проблемы
Промышленная революция, повышение уровня жизни населения и рост его численности, увеличение потребления и многие другие факторы оказывают значительное влияние на рост выбросов объемов углекислого газа в атмосферу и процессы изменения климата. Так, за XX-й век страны мира увеличили объем выбросов парниковых газов в 5,1 раза. При этом наибольшие выбросы из них составляют выбросы углекислого газа (СО2), объемы выбросов которого в мире выросли за тот же период в 13,0 раз[1].
В XXI веке темпы роста выбросов парниковых газов и СО2 в том числе снизились. Однако, стоит учитывать, что человечество практически достигло максимального пика ежегодных выбросов – это, в свою очередь, и способствует замедлению темпов роста выбросов парниковых газов в атмосферу. Так, только за период 2000-2021 годы выбросы парниковых газов выросли в 1,3 раза с 41,3 млрд тонн СО2-экв до 54,6 млрд тонн СО2-экв (выбросы СО2 выросли с 25,5 млрд тонн до 37,1 млрд тонн – рост в 1,5 раза).
При этом стоит отметить, что климатические катастрофы, вызванные изменением климата, оказывают негативное влияние на экономический рост. Так, например, по расчетам Международного Валютного Фонда (МВФ) климатические катастрофы в регионе Ближний Восток и Центральная Азия уменьшают годовой экономический рост на 1–2 процентных пункта в расчете на душу населения.
Ситуация в Узбекистане
За период 2010-2021 годы объем выбросов парниковых газов (ПГ) в Узбекистане увеличился в 1,2 раза со 176,5 млн тонн СО2-экв до 207,9 млн тонн СО2-экв. При этом стоит отметить, что в 2013-2015 и 2017 годах в стране было отмечалось снижение выбросов ПГ. Так, в частности в 2015 году выбросы ПГ относительно 2012 года уменьшились на 14,1 млн тонн СО2-экв.
В структуре выбросов парниковых газов по видам выбрасываемых газов (СО2, метан, оксид азота) наибольшую долю за период 2010-2021 годы составляют выбросы углекислого газа (СО2) – 59,0% в 2010 году и 58,5% в 2021 году. Далее следуют выбросы метана, доля которого составила 34,4% в 2021 году (35,2% в 2010 году).
Наименьшую долю в структуре выбросов ПГ составляют выбросы оксида азота – 7,1% в 2021 году. При этом стоит отметить, что по сравнению с 2010 годом доля выбросов оксида азота увеличилась на 1,3 п.п. с 5,8% (график 1).
В свою очередь, структура выбросов парниковых газов по секторам показывает, что более 3/4 (79,0% в 2010 году и 76,4% в 2019 году) всех выбросов приходится на 4 сектора – электроэнергия и отопление (56,0 млн тонн СО2-экв в 2019 год); сельское хозяйство (36,6 млн тонн СО2-экв); здания (26,5 млн тонн СО2-экв); неконтролируемые выбросы (25,5 млн тонн СО2-экв). Такая тенденция объясняется ростом экономики и населения, что вызывает дополнительный спрос на электроэнергию, продовольствие, жилье и т.д.
График 1
Источник: Рассчитано на основе базы данных Our World in Data
Потенциал Узбекистана по переходу к зелёной экономике
Узбекистан ставит перед собой цель по ускоренному развитию возобновляемых источников энергии и переходу к углероднонейтральному энергетическому сектору. Согласно принятым документам, планируется сокращение выбросов парниковых газов на 35% к 2030 году по отношению к 2010 году, в том числе за счет увеличения производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведения их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30%, повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20%.
В стране приняты ряд документов, обозначающих целевые ориентиры по трансформации экономики и сокращению выбросов парниковых газов:
К ключевым документам относятся:
1. Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов;
2. Программа по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года;
3. Концепция перехода на «зеленую» экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности;
4. План действий по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года.
Принимая во внимание рамочные условия, разработаны 3 основных сценария достижения углеродной нейтральности страны, в которых также учитывается дополнительный спрос на выбросы парниковых газов на фоне роста населения страны.
В качестве оптимистичного сценария предполагается достижение углеродной нейтральности экономики к 2050 году. Базовый и пессимистичный сценарий предполагают более медленный прогресс по сокращению выбросов парниковых газов, и предполагают достижение углеродной нейтральности к 2060 году и 2070 году соответственно.
Оптимистичный сценарий (2050 год)
В основе данного сценария лежит предположение о полной реализации принятых в стране стратегических документов до 2030 года, что позволит создать прочную основу для дальнейшего ускоренного снижения выбросов парниковых газов и достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
С учётом общего объёма выбросов в Узбекистане в 2021 году в размере
207,87 млн тонн, достижение поставленной цели (20 млн тонн, см. вставку 5) к 2050 году потребует обеспечения чистого сокращения выбросов ежегодно в среднем на 7,8%.
Следовательно, для достижения цели по углеродной нейтральности к 2050 году и обеспечения чистого снижения выбросов на 7,8% ежегодно, Узбекистану потребуется снижать объёмы выбросов примерно на 9,5% ежегодно (с учётом дополнительного спроса населения), что выше потребностей Швеции (5,37%), Великобритании (8,12%), но ниже Казахстана (12,7%), Южной Кореи (11,7%), Австрии (12,0%), Финляндии (22,0%)[2].
Базовый сценарий (2060 год)
Согласно базовому сценарию, Узбекистан достигнет углеродной нейтральности экономики в 2060 году наряду с такими странами, как Казахстан, Китай и др. Это предполагает обеспечения чистого снижения объёмов выбросов на 5,8% ежегодно.
Достижение данных показателей будет достигнуто за счет проведения более сбалансированной, стабильной и долгосрочной политики по развитию систем и технологий поглощения углекислого газа.
С учётом вышеуказанных факторов дополнительного спроса (+1,64% ежегодно, подробно в разделе «Учет дополнительного спроса населения»), Узбекистану потребуется снижать объёмы выбросов примерно на 7,5% ежегодно (обеспечить чистое снижение на 5,8%).
Пессимистичный сценарий (2070 год)
Сохранение неопределенности на мировых финансовых и энергетических рынках в долгосрочной перспективе, а также продолжающийся рост цен на социально значимые товары, вынудит развивающиеся страны в первую очередь уделять внимание решению актуальных социальных проблем. Как результат, реформы по обеспечению углеродной нейтральности могут быть отложены и завершены только к 2070 году или позже.
В этом случае потребность в чистом сокращении выбросов ПГ составит 4,7% ежегодно. С учётом дополнительного давления со стороны спроса, чтобы обеспечить чистое снижение на 4,7%, Узбекистан должен ежегодно снижать выбросы на 6,4% (с учётом дополнительного спроса населения) что в целом ниже целей других стран мира.
Выбор оптимального сценария
Целевой ориентир по сокращению выбросов на 7,5% ежегодно к 2060 году является наиболее реалистичным и соответствующим аналогичным показателям большинства развивающихся стран (график 2). Развитие в одном темпе с основными партнерами на мировой арене позволит создаст более благоприятные условия для внедрения наилучшей практики и передовых технологий, привлечения ведущих экспертов к решению поставленных задач.
Пессимистичный сценарий нежелателен, так как пассивная политика снижения выбросов приведет к падению инвестиционную привлекательность страны ввиду отставания от других стран. Данный сценарий должен рассматриваться только при наличии серьёзных препятствий, требующих решения социальных проблем.
График 2
Источник: Расчёты авторов
Рекомендации
Стратегия по обеспечению углеродной нейтральности и разрабатываемая для ее реализации Дорожная карта должна предусматривать следующие элементы:
- оценку потенциала сокращения выбросов в секторах экономики, для определения тех секторов, где возможно формирование высокой добавленной стоимости производства товаров и услуг при малых объемах выбросов, а также для определения целевых параметров по каждому сектору экономики, мер по стимулированию декарбонизации производств и условий жизни населения;
- оценка вариантов перехода к «зеленым» технологиям и сравнение их преимуществ и недостатков (к примеру, экономическая цена от отказа от зелёных технологий или более высокие темпы их внедрения);
- социальные обязательства государства перед населением по недопущению резкого роста цен на энергоресурсы и продукты питания при переходе к «зеленому» развитию;
- учет специфики регионов при переходе к «зеленому» развитию, анализ негативных последствий климатических изменений и акцентирование усилий на наиболее уязвимых регионах;
- определение источников финансирования реализации Стратегии и политика в сфере «зеленого» финансирования, в том числе с точки зрения привлечения международных «зеленых» кредитных линий. При этом, модель «зеленого» роста обязательно должна предусматривать источники финансирования социальных расходов государства, а также расходов на мягчение негативных эффектов трансформации.
- система мониторинга реализации «зеленых» проектов и корректировки целевых ориентиров с учетом нетрадиционных аспектов оценки проектов (к примеру, влияние последствий климатических изменений в гендерном разрезе).
[1] Расчеты ИМРИ на основе данных сайта https://ourworldindata.org/
[2] Снижение темпов выбросов в странах посчитано авторами на основе целей по достижению углеродной нейтральности
857