Эксперты ИПМИ провели оценку выбросов СО2 автотранспортами на горючем топливе и сравнили с альтернативным сценарием, где в качестве топлива использовалась электроэнергия.
Выбросы CO2* при движении электромобилей равны нулю, но не стоит упускать из виду, что в процессе выработки электроэнергии тоже образуется углекислый газ. Особенно когда электричество извлекается из угля, выделение в атмосферу очень велик. Следовательно, рождается вопрос не будут ли так называемые «зеленые» электромобили вместо уменьшени я выделения углекислого газа наоборот его увеличат?
Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по определению выделяемого в республике объёма СО2 автотранспортными средствами, которые потребляют бензиновое и дизельное топливо. Также, был рассмотрен сценарий полного преобразования данного автопарка с горючего топлива на электроэнергию. Расчёты демонстрируют, что в 2020 году объём выбросов двуокис углерода автомобильным транспортом республики составил 7,69 млн тонн., то время как при альтернативном сценарии эмиссия ниже на 35,11%.
Автор: Tomwang112 | Источник: /iStockphoto
По данным “Climate Watch” около 22,7% глобальных выбросов CO2 приходится на транспортный сектор [1] (в Узбекистане этот показатель равен 13,2%) [2] . Именно поэтому мировые автопроизводители полностью прекращают выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Так, например, Volvo и Mercedes-Benz с 2030 года, General Motors с 2035 года, Audi с 2033 года полностью переходят на производство «зеленых» автотранспортов.
В Республике Узбекистан за последние годы также ускорились реформы по снижению вклада автотранспорта в изменение климата. Одним из крупнейших шагов в этом направлении является Закон Республики Узбекистан «О ратификации Парижского соглашения» и Стратегия Республики Узбекистан по переходу к «зеленой» экономике на 2019-2030 годы. С 2019 года на электромобили, ввозимые в Республику Узбекистан установлена нулевая таможенная пошлина, а к середине этого же года отменен акцизный налог. В рамках мероприятий по запуску производства электромобилей в стране запущены проекты сотрудничества с китайской компанией Hong Kong ZRSC Technology в Ферганской области и с южнокорейской Songuo Mobility Innovation в Бухарской области.
Вычисление объемов выбросов CO2 автомобильным транспортом требует сложных расчетов. Независимо от потребляемого вида топлива, горючее это или электричество, объем расхода зависит от типа модели. Даже автомобили одной модели имеют разный расход в зависимости от режима «город» или «трасса», веса груза и манеры вождения водителя. Это в свою очередь влияет на объём выброса углекислого газа.
В анализе использовались средние значения, используемые зарубежными учеными в своих исследованиях, путем изучения примеров нескольких моделей автомобилей, популярных в Республике Узбекистан. В частности, для прохождения расстояния в 100км, средний расход бензина установлен в 9 литров, дизельного топлива - 34,4 литра. Среднее энергопотребление электромобилей на такое же расстояние установлено на уровне 18,64 кВт-ч для легких автомобилей и 144 кВт-ч для грузовых.
Таким образом, на каждые 100 км расстояния легковые автомобили на бензиновом двигателе выбрасывают 21,15 кг СО2, а электромобили 9,91 кг. При потреблении дизельного топлива в грузовых автомобилях выделяется 91,16 кг углекислого газа, в то время как при использовании электромобилей 76,6 кг.
Но, учитывая, что данная картина не отражает пропорцию выбросов по видам автотранспорта, в анализ добавляется важный фактор - общее пройденное расстояние. Данный фактор выводится с использованием национальных статистических данных, из общего объема потребления бензина и дизельного топлива автотранспортными средствами по Республике Узбекистан в течение 2020 года.
С использованием вышеизложенной методики расчета, представленной в данном анализе, общие выбросы СО2 транспортных средств на горючем топливе оценено в размере 7,69 млн тонн. Электромобили на аналогичное расстояние выбрасывают в атмосферу 4,99 млн. тонн CO2. При сравнивании объема выбросов в двух сценариях выявляется, что при использовании «зелёного» автотранспорта достигается уменьшение выбросов CO2 на 2,7 млн. тонн. Учитывая, что одно большое дерево может поглощать около 25 кг CO2 в год, потребуется 108 миллион деревьев для нейтрализации данного объёма выбросов.
Результаты показывают, что при альтернативном сценарии, в пользу использования электромобилей для жителей Узбекистана рождается дополнительный спрос на 9 382,3 млн. кВт-ч электроэнергии. Если учесть, что в республике к концу 2020 года общий объем произведенной электроэнергии страны составил 66 500 млн. кВт-ч [3], а потребление 69 021,1 млн кВт-ч [4], то для удовлетворения автотранспортного спроса на электроэнергию потребуется выработка дополнительных мощностей.
В свою очередь, институт прогнозирования и макроэкономических исследований в настоящее время проводит прогноз объема выпуска СО2 автомобильным транспортом в Республике Узбекистан на 2025-2030 года, с учётом увеличения количества автотранспортов на электродвигателях.
Детальный поэтапный анализ с базой данных может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.
* также известный как углекислый газ, двуокись углерода
Старший научный сотрудник проекта
Развития логистической инфраструктуры и
формирования цифровой экономики
А. Абдумуминов
Список источников:
-
-
-
-