Высокая рождаемость и её влияние на социальную сферу и на обеспеченность электроэнергией

 

К началу 2023 года численность населения Республики Узбекистан составила 36,0 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 753,6 тыс. человек (2,1%). Такой прирост населения в основном связан с относительно низким уровнем смертности и высокими показателями рождаемости. Так, в 2022 году число рождений составило 932,2 тыс. детей.

Согласно демографическим прогнозам, до 2035 года число рождений сохранится на таком же уровне (в среднем 950-980 тыс.), а численность населения превысит 45,6 млн. человек. Ожидается, что к 2035 году в результате изменения возрастной структуры населения численность молодежи до 18 лет и взрослых трудоспособного возраста увеличится до 3,2 млн. и 2,3 млн. человек соответственно.

Демографический дивиденд. К началу 2022 года показатель детского давления на трудоспособное населения в мире составил 41 детей, 25 - в развитых странах, 42 - в развивающихся странах и 68 -
в менее развитых странах. По прогнозным оценкам риск платы демографического налога в Узбекистане до 2035 года не ожидается.

Рост численности населения в первую очередь оказывает давление на системы здравоохранения и образования. Эффективное использование демографического дивиденда требует инвестиций в развитие человеческого капитала.

Здравоохранение. К началу 2022 года в республике насчитывалось 1281 больничных учреждения, имеющие на 10 000 населения 46,9 койко-мест. Также функционируют 6676 амбулаторно-поликлинических учреждений, которые в одну смену принимают 683 тыс. посетителей, что составляет 197 чел. на 10 000 населения. Численность медицинского персонала в данных учреждениях составляет 95,6 тыс. человек, т.е. на каждые 10 000 населения приходится 27,1 медперсонала или на одного врача - 369 пациентов. К 2035 году для сохранения и улучшения здоровья граждан с учетом роста населения необходимо увеличить количество амбулаторно-поликлинических учреждений до 8450 (в расчете охвата одним амбулаторно-поликлиническим учреждением 18500 населения).

рисунок 1

Медицинские учреждения и персонал (2022 г.)


Источник: рассчитано ИПМИ на основе данных Госкомстата.

По ожидаемым прогнозам, в республике среднегодовая численность населения будет расти в среднем на 711,0 тыс. человек ежегодно, и даже при таком росте ожидается что нагрузка на врачей и медсестер не будет большой. К 2035 году обеспеченность врачами составит 28,4 на 10 000 населения, а медицинскими сестрами - 116,8.

Система образования. К началу 2023 года количество детей в возрасте от 3 до 6 лет составило 2925,2 тыс. человек, по ожидаемым прогнозам, к 2035 году - 3738,3 тыс. человек. В республике на начало 2023 года функционируют 29420 ДОУ, в которых воспитываются 2,1 млн. детей (уровень охвата 71,8%).

В целях сохранения имеющихся показателей охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием, а также достижения показателей, развитых стран мира (около 90%) в перспективе, необходимо во всех регионах республики создать новые места в дошкольных образовательных учреждениях для 1264 тыс. детей. Для обеспечения всеобщего охвата из бюджета должно быть выделено дополнительно 37 трлн. сумов.

В 2022/2023 учебном году общее количество учащихся составило 6461,7 тыс., а количество преподавателей – 540,7 тыс. (без совместителей), т.е. на одного преподавателя приходилось 11,9 учащихся.

В 2022/2023 учебном году общеобразовательные школы окончат в общей сложности – 430 тыс. учащихся, в 2022/2023 учебном году в 1-й класс поступило 701,9 тыс. детей, Согласно прогнозным расчетам, количество детей в возрасте 7-17 лет составит 9737,4 тыс. к 2035 году. К 2035/2036 учебном году будет необходимо дополнительно создать 3,0 млн. учебных мест.

Ежегодно высшие учебные заведения выпускают на рынок труда в среднем 30 тыс. педагогов с высшим образованием. К 2035 г. в результате доведения уровня охвата высшим образованием до 55% и увеличения количества квот для женщин, высшие учебные заведения смогут ежегодно готовить в среднем 40 тыс. педагогических кадров. К 2035 году ожидаемая численность учителей составит 970 тыс., в результате этого ожидается что на одного учителя будет приходится 10 учеников. Исходя из этих расчетов, в ближайшем будущем ожидается, что учителя будут востребованы и дефицита в них не ожидается, за исключением крупных городов.

Обеспеченность населения электроэнергией. В условиях возрастания демографической нагрузки на производителей-поставщиков электроэнергии, потребовалось принятие мер по усилению социальных приоритетов проводимой энергетической политики на внутреннем рынке.

Анализ, проведенный экспертами ИПМИ, показал, что в этот период произошли значительные сдвиги в структуре распределения объемов электроэнергии, поставляемой на внутренний рынок.

За период 2016-2022гг. физические объемы электроэнергии, поставляемые непосредственно населению, увеличились более чем на 40%. Отмечается тенденция повышения доли населения в общей структуре энергопотребления с 26,4% в 2016г. до 28,9% в 2022г. Выявлена также положительная динамика роста потребления электроэнергии на душу населения в среднем на 4% ежегодно. Следует отметить, что в анализируемом периоде тенденция роста потребления электроэнергии формировалась в целом по республике – более чем в 1,24 раза относительно уровня 2016г.  Исследование факторов, влияющих на рост энергопотребления показал наличие позитивной взаимосвязи между потреблением электроэнергии и ростом численности населения.

По оценкам, значение коэффициента эластичности, рассчитанный через соотношение роста энергопотребления и численности населения формировалось в диапазоне 1,02 – 1,1. Среднее значение этого показателя за весь исследуемый период составило 1,04, что определяет процент стимулирования дополнительного спроса на электроэнергию при увеличении численности населения на 1%.  Допустив сохранение данного соотношения на уровне 1,04 в долгосрочной перспективе и, используя прогнозы роста численности населения были выполнены оценки вероятного уровня потребления электроэнергии на период 2030-2040гг.

Результаты расчетов показали, что спрос на электроэнергию со стороны населения может возрастать ежегодно на 5-5,3% в период до 2035г. По прогнозным оценкам для обеспечения возрастающего спроса как со стороны населения, так и экономики в целом потребуется уже к 2030г. увеличить энергетическую мощность не менее чем в 1,7 раза относительно существующего уровня. В то же время, приведенные выше оценки не учитывают фактор возрастания ограничений, в результате чего спрос на электроэнергию полностью не обеспечивается, что подтверждается частыми отключениями домашних хозяйств на протяжении всего анализируемого периода и, которые, особенно были ощутимы, в январе текущего года. В целях нивелирования этого фактора были выполнены оценки с учетом предполагаемого восполнения существующего дефицита, оцениваемого примерно в диапазоне 8-10% от потребности. В этом случае значение коэффициента эластичности превысило первоначальное значение и составило в среднем – 1,06. Исходя из этих значений спрос на электроэнергию со стороны населения будет увеличиваться более высокими темпами в диапазоне 6,2-6,5% в период до 2035г. Соответственно, динамика энергетических мощностей будет характеризоваться более высокими темпами развития – в 1,8-1,9 раза к 2030г. Прогнозируемый рост спроса населения на фоне ожидаемого возрастания потребности в энергии со стороны важнейших отраслей и сфер экономики требует дополнительной проработки и эффективной реализации масштабных и сложных решений в отношении развития национальной энергосистемы.              

Предложения. Относительно высокие темпы роста населения создают широкие возможности для развития экономики страны. В свою очередь, учитывая высокий демографический потенциал республики, целесообразно реализовать следующие меры:

1. Во избежание фискальной нагрузки в условиях увеличивающегося государственного долга важно наладить системную работу с частными участниками рынка образования и здравоохранения максимально устранив все ограничения, с облегчением выдачи лицензий и других документов.

2. Членам областных Кенгашов народных депутатов целесообразно учитывать прогнозы демографического развития при распределении бюджетных средств и среднесрочного планирования социальной инфраструктуры области.

3. Учитывая демографические прогнозы, международные и местные участники рынка образования и здравоохранения, а также поставщики соответствующих технологий могут быть уверены в среднесрочном спросе на образовательные и медицинские услуги в принятии решений по инвестициям в Узбекистане.

4. Рекомендуется проведение синхронизированных и поэтапных реформ, направленных на повышение эффективности использования энергетических, водных и земельных ресурсов, как факторов устойчивого обеспечения населения ресурсами в долгосрочной перспективе.

5. Учитывая ожидаемый рост демографической нагрузки требуется разработка принципиально новых подходов к управлению и развитию энергетической системы, увязанных с реалиями и возможностями вовлечения интеграционного потенциала стран ЦАР в энергетической сфере, в том числе за счет опережающего развития сектора ВИЭ. Возрастает актуальность скорейшего встраивания национальной энергосистемы в параметры новой технологической платформы, основанной на использовании атомных, водородных и других альтернативных «зелёных» технологий.

Эльвира Бикеева,
руководитель группы ИПМИ,

Мухаббат Ахмедова,
руководитель группы ИПМИ,

Анвархужа Шоазизов
ведущий научный сотрудник ИПМИ.

1862