Одежда по сезону - как фактор снижения СО2

Вы когда-нибудь задумывались о том, как наша одежда влияет на выбросы углекислого газа?

В последние годы в мире проведены исследования, посвящённые определению взаимосвязи между тепловым комфортом и энергопотреблением в зданиях. В частности, рассматривалось как дизайн одежды и повседневные привычки в одежде связаны со спросом на отопление и кондиционирование воздуха.

Так, в соответствии с данными Министерства окружающей среды Южной Кореи, повышение температуры кондиционера (в режиме охлаждения) на один градус Цельсия экономит 7% потребляемой электроэнергии, а ношение легкой одежды повышает высокий предел идеальной температуры в помещении на два градуса Цельсия.[1]

Анализ данных по Узбекистану за 2020 год показал, что снижении температуры кондиционеров на 2 градуса в помещениях позволило бы сэкономить
293 млн кВт-ч электроэнергии и сократить выбросы парниковых газов на
155,8 тыс тонн СО2.

Теория

Научно доказано, что тепловой комфорт в офисе влияет на производительность и самочувствие сотрудников – в случае дискомфорта им трудно работать с максимальной отдачей.[2]

Диапазон комфортной температуры, варьируется от 23,5°С (для работника в костюме) до 29°C (в типичной летней одежде). Таким образом, средняя температура 26°C может быть более оптимальной для различных людей и уровней одежды. Но часто наблюдаются случаи, когда регулятор термостата устанавливается на нижний предел, в результате чего значительная часть работников одевают теплые одежды даже в самые жаркие дни года. Это явление "переохлаждения" вредно для производительности и окружающей среды.

Стандарт 55 ASHRAE,[3] опубликованный Американским обществом инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха, определяет идеальные температуры для поддержания комфорта и продуктивности людей. Стандарт учитывает множество факторов, включая температуру, влажность, скорость движения воздуха, скорость метаболизма от уровня активности людей и теплоизоляции одежды (измеряется в "clo", сокращение от "clothes" - "одежда"). Большее количество слоев дает более высокий показатель Clo. Зимний гардероб регистрируются на уровне 1,0 clo и больше, в то время как летняя одежда может иметь всего 0,5 clo. Независимо от сезона, костюмы обеспечивают более высокую теплоизоляцию - 0,95-1,0 clo. Например:

  • 0,66 clo – обувь, брюки, рубашка с длинным рукавом: 24 – 27°С;

  • 1,02 clo – обувь, брюки, футболка, жилетка, пиджак: 21 – 25°С.

Иными словами, работник в пиджаке чувствует себя в комфортной температуре ниже 25°С, в то время как для сотрудника в рубашке с длинными рукавами достаточно охладить кабинет до 27°С. Стоит отметить, что на практике установленная температура обычно ниже предельно высшего значения стандарта. Таким образом в офисе, где температура воздуха составляет 22°C, человек будет чувствовать себя более комфортно в многослойной одежде. Однако, предел идеальной температуры был бы на несколько градусов выше при ношении одежды для теплой летней погоды.

Проблема

Костюмная культура не только плохо сказывается на производительность труда сотрудников; она также находится в прямом противоречии с целями устойчивого развития. Компании потребляют больше энергии и расходуют больше денежных средств, чем необходимо, для поддержания в офисах ложной идеальной температуры. При этом в случае введения компаниями стандартов одежды в соответствии с сезоном (легкая одежда в летнее время) потребление могло бы значительно сократиться.

Несмотря на то, что большое количество исследований демонстрирует вред переохлаждения офисного помещения, существует недостаточное понимание связи между заданной температурой, тепловым комфортом людей и энергопотреблением.[4] Другой проблемой являются традиции и ожидание профессиональной одежды, особенно в более формальных секторах. В государственных учреждениях и предприятиях также встречаются требования ношения костюмов и галстуков в виде установленных внутренних норм.

 

Факты и расчёты

По данным Международного энергетического агентства на охлаждение помещений приходится 10% (2 000 ТВт-ч) мирового потребления электроэнергии и почти 4% ежегодных выбросов парниковых газов (1 950 млн. тонн).[5]

При этом в будущем при учете потепления климата и роста благосостояния в развивающихся странах эта цифра будет расти. Так, глобальное потребление энергии для охлаждения помещений в 2050 году достигнет 6 200 ТВт-ч, а доля охлаждения помещений в общем потреблении электроэнергии в зданиях вырастет до 30%.

Выбросы парниковых газов, связанные с использованием электричества для охлаждения помещений, зависят в первую очередь от используемых ресурсов при производстве электроэнергии. Если учесть, что в целом по миру средние выбросы на выработку 1 кВт-ч (гCO2/кВт-ч) приходится около 505 граммов двуокиси углерода, в результате охлаждения помещений по миру выделяется 1 130 млн. тонн CO2 с учетом потерь при передаче и распределении.[6]

В Узбекистане потребление электроэнергии для кондиционирования воздуха в 2020 году составило 2 093 млн кВт-ч или 3,15% от всего объема произведенной в стране электроэнергии.[7] Так как коэффициент выделения парниковых газов при производстве электроэнергии в Узбекистане составляет 0,532 тон СО2-экв/тыс.кВт-ч,[8] то расчетный объем выделения CO2 в результате охлаждения воздуха в 2020 году составило 1,11 млн. тонн (без учета потерь при передаче и распределении). Также стоит отметить, что в связи с аномальной жаркой погодой в последние годы наблюдается дальнейший рост и 22 июля 2022 года наблюдался исторического максимум потреблении электроэнергии, с показателем 237 млн кВт-ч за сутки.[9]

Мировой опыт

Мир продолжает переходить на новые методы работы. Работодатели проявляют большую гибкость, что является желанным изменением для многих работников.

Примером тому может служить Япония, где ежегодно проводится правительственная кампания Cool Biz [10], способствующая экономии энергии путем поощрения изменения допустимого стиля одежды в офисах. Чтобы предотвратить отключения электричества, правительство пытается избежать необходимости использования кондиционеров для создания комфортной температуры для работниках в костюмах и галстуках.[11] Японская инициатива, которая впервые была реализована в 2005 году, предусматривает установку кондиционеров на температуру 28 градусов Цельсия, где чиновники могут отказаться от пиджаков и галстуков в пользу повседневной одежды, такой как рубашки-поло.[12] По оценкам, благодаря данной кампании уровень сокращения  выбросов CO2 в Японии достигал 2,5 миллиона тонн в год.[13]

Южная Корея начала внедрять кампанию Cool Biz с 2006 года. Министерство окружающей среды страны продвигает этот образ одежды, чтобы сократить выбросы парниковых газов и улучшить здоровье офисных сотрудников. В соответствии с оценками Национального института экологических исследований ожидается, что применение данной кампании позволит стране сократить выбросы углекислого газа на 160-290 тонн в год и сэкономить 300 миллиардов вон.[14]

2008 года Генеральный секретарь ООН выступил с инициативой "Cool UN", направленной на снижение энергопотребления и уменьшение углеродного следа штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Кампания призвана сократить использование кондиционеров воздуха, тем самым уменьшая выбросы парниковых газов и повышая экономию финансовых средств.[15] Сотрудникам рекомендуется одеваться в более легкую одежду, соответствующую деловой обстановке, включая национальную одежду, чтобы оставаться в комфорте в летние месяцы.[16]

Британский конгресс профсоюзов в своих советах для представителей по безопасности труда в помещениях упоминает о смягчение дресс-кода. В нем отмечается, что часто нет никаких причин, по которым работодатели должны настаивать на том, чтобы работники носили галстуки и пиджаки на работу. Вопрос заключается в том, является ли одежда приемлемой в контексте работы, которую выполняет человек.[17]

В Китае (шанхайском районе Луцзяцзуй) также была проведена подобная кампания. В 32 офисных зданиях, участвующих в акции, деловые костюмы и галстуки были заменены на легкие одежды. Температура в помещениях была повышена на два градуса, до 26 градусов Цельсия. Согласно оценкам, за одну рабочую неделю это позволило сэкономить электроэнергию достаточной для обеспечения 30 000 местных семей в течение целого месяца.[18]

 

Выводы и рекомендации

Одеваться "по сезону" - значит одеваться по погоде и одеваться соответственно комфорту. Выгоды от этого будут особенно заметны для внутреннего потребления энергии, а также это будет полезно как для климата, так и для снижения расходов. Для создания инклюзивного рабочего места, где сотрудники будут трудиться в комфортной температуре, имеет смысл внедрение зимней и летней формы. Компаниям стоит понять, что поощрение сотрудников носить дышащую одежду может сопровождаться экономическими выгодами.

Предлагается также провести тренинги для сотрудников о методах экономии энергии путем снижения потребности в кондиционировании воздуха. При этом особое внимание в рамках тренингов стоит уделить осознанному пониманию вреда «переохлаждения» кабинетов и пользе установления термостата на несколько градусов выше, чем обычно.

Установление более высоких стандартов эффективности охлаждения - один из самых простых шагов, которые могут предпринять правительства, чтобы уменьшить потребность в новых электростанциях

 

Абдусатторжон Абдумуминов,
Старший научный сотрудник ИМРИ

 


[1] http://www.koreatimes.co.kr/www/news/nation/2009/08/113_50191.html

[2] https://www.mmoser.com/ideas/ditch-the-ties-to-save-the-planet-dress-codes-for-decarbonisation/

[3] https://www.ashrae.org/technical-resources/bookstore/standard-55-thermal-environmental-conditions-for-human-occupancy

[4] https://www.mmoser.com/ideas/ditch-the-ties-to-save-the-planet-dress-codes-for-decarbonisation/

[5] https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2542435122000940

[6] https://iea.blob.core.windows.net/assets/0bb45525-277f-4c9c-8d0c-9c0cb5e7d525/The_Future_of_Cooling.pdf

[7] https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/uz/Report_EE_RAC_Rus_Final.pdf

[8] https://unfccc.int/sites/default/files/resource/FBURUzru.pdf

[9] https://minenergy.uz/ru/news/view/2072

[10] https://japantoday.com/category/national/cool-biz-campaign-begins-across-japan-1

[11] https://www.thegreencities.com/lifestyle/dress-code-climate-change/

[12] https://www.japantimes.co.jp/news/2020/05/01/business/cool-biz-energy-campaign/

[13] https://foreignpolicy.com/sponsored/japanus/global-commitment/

[14] http://www.koreatimes.co.kr/www/news/nation/2009/08/113_50191.html

[15] https://ourworld.unu.edu/en/cool-united-nations

[16] https://www.un.org/en/delegate/united-nations-headquarters-%E2%80%9Ccool-un%E2%80%9D

[17] https://www.tuc.org.uk/sites/default/files/TemperatureGuide.pdf

[18] http://www.china.org.cn/environment/news/2008-07/23/content_16055503.htm

1603