Довольны ли вы общественным транспортом? (на примере города Ташкента)

 

На сегодняшний день общественный транспорт является одним из важнейших и приоритетных вопросов практически всех крупных городов мира. Это связано с тем, то что хорошо организованная система общественного транспорта может способствовать экономическому росту, поддержанию чистоты воздуха, своевременному и комфортному способу передвижения в городской среде, а также уменьшению количества личных автомобилей, что приводит к упрощению передвижения на дорогах. Исходя из этого, специалисты ИПМИ изучили проблемы, связанные с общественным транспортом Ташкента, и оценили значимые факторы для повышения его эффективности.

С этой целью проведен опрос населения по изучению проблем общественного транспорта. В нем приняли участие 1315 жителей Ташкента, из которых 807 мужчин и 508 женщин.

Результаты опроса выявили, что:

- 29% опрошенных готовы пользоваться и ощущают необходимость в «перехватывающих парковках»;

- Среди рассмотренных 5 факторов, соблюдение графика приезда и движения, возможность следить онлайн оказывает наибольшее влияние на восприятие качества транспорта;

- получение более высоких оценок качества увеличивает вероятность выбора общественного транспорта (на 4.6% за каждый балл).

Большую часть респондентов составили люди в возрасте 31-55 лет – 624 человека и 18-30 лет – 574 человека. В остальные группы вошли 41 человек в возрасте до 18 лет и 76 человек – старше 55 лет. Таким образом, основной частью опрашиваемых является население в трудоспособном возрасте, которое ежедневно сталкивается с вопросом «как добраться до места назначения: общественным транспортом, на такси, на личном автомобиле или др.?».

29% опрошенных готовы пользоваться и ощущают необходимость в «перехватывающих парковках» - специальные транспортные узлы вокруг центральной части города, где можно комфортно оставить автомобиль и продолжить поездку на общественном транспорте. На этот же вопрос 33% ответили, что решение будет принято только после наглядной эффективной работы системы, 17% не чувствуют необходимость и 21% не желают пользоваться данной опцией.

Среди наиболее важных проблем, по причине которых не выбирают общественный транспорт, можно отметить: перезагруженность транспорта пассажирами (данный ответ выбрали 73% опрошенных), несоблюдение графика приезда и поездки (60%), неудобство автобуса (36%), наличие другого транспорта (27%), неудобное расположение и состояние остановок (26%). На данный вопрос можно было выбирать несколько вариантов ответа.

Респондентам было предложено оценить качество городского транспорта по шкале от 1 – неудовлетворительно до 10 – отлично. Средняя оценка составила 4.42 балла. На основе полученных данных были построены регрессионные модели, которые позволили определить наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на субъективную оценку качества транспорта (таблица 1).

Таблица 1. Степень влияния факторов на оценку качества общественного транспорта на основе результатов регрессионных моделей.

Качество

Coef.

p-value

Время ожидания

-0.039

0.000***

График приезда, поездки и онлайн мониторинг

0.558

0.000***

Пересадки

-0.162

0.061*

Харассмент

-0.542

0.002***

Альтернативный транспорт

-0.014

0.000***

Константа

5.127

0.000***

Number of obs 

1315

R-squared

0.172

Примечание: достоверность полученных значений на уровне *** - 99%, ** - 95%, * - 90%.

Как видно из таблицы 1, долгое время ожидания, количество пересадок, домогательство и количество поездок за неделю отрицательно влияют на субъективную оценку. Например, каждая пересадка снижает оценку на 0.16 баллов.

Тем не менее, из регрессии можно сделать следующие выводы: сокращение времени ожидания транспорта на каждые 10 минут может улучшить субъективную оценку на 0.4 пункта из 10, а соблюдение графика приезда и движения, возможность следить онлайн суммарно повышают качество до 1.65 баллов (каждый компонент в отдельности на 0.55 баллов).

Наряду с вышеупомянутыми факторами важно обозначить условие «Альтернативный транспорт». Данный фактор отражает сколько времени респондент экономит, если выбирает альтернативный транспорт (такси, личное авто).  Так, каждые 10 минут экономии понижают субъективную оценку на 0.14 баллов. Учитывая, что среднее значение данной переменной практически 29, данный фактор имеет сильный негативный эффект.

Еще одной проблемой, негативно влияющей на качество общественного транспорта, является проблема харассмента в транспорте. Горожане, столкнувшиеся с данной проблемой, оценили качество общественного транспорта в среднем на 0,54 балла ниже.

С помощью логит модели удалось определить вероятность использования общественного транспорта в зависимости от воспринимаемого его качества. Логит модель - модель, позволяющая оценить вероятность исхода бинарной переменной, то есть принимающей значение 0 – нет и 1 – да. В рамках данной работы 0 – не пользуюсь общественным транспортом, 1 – пользуюсь.

Таким образом, улучшение субъективного качества на 1 балл увеличивает вероятность выбора общественного транспорта на 4.6%.

*Детальный поэтапный анализ с базой данных и необходимыми кодами может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.

 

Одилжон Назаров,
Старший научный сотрудник
Института прогнозирования и макроэкономических исследований

1673