Обзор рынка электромобилей: мировые тенденции и перспективы развития

 

Актуальность выработки мер по ограничению антропогенного воздействия транспортных средств на климатическую систему и снижению рисков негативного его влияния на изменение климата, как на региональном, так и глобальном уровне, будет только возрастать. Разработка соответствующих мер важна и для Узбекистана, который ратифицировал Парижское соглашение об изменении климата, что предопределило приоритет реализации мер по декарбонизации экономики, в том числе за счет внедрения инновационных решений в развитии транспортного сектора.

В мировой практике, в качестве технологической альтернативы бензиновым транспортным средствам, оказывающих наибольшее влияние на выбросы СО2 и соответственно загрязнение воздуха, полным ходом обеспечивается технологический переход на новые источники энергии – переход на «электрификацию» транспорта.  Результаты предпринимаемых мер по переходу на электромобили, активная реализация которых началась в последнее десятилетие, уже позволяют сделать вывод о достаточно успешном развитии нового рынка электромобилей.

Анализ мировых тенденций: рынок мировых продаж электромобилей за период 2012-2021гг. увеличился более чем в 50 раз, в результате чего рыночная доля этого сегмента в общей структуре рынка автомобильных продаж возросла с 0,2% до 8,3%. Только за последние пять лет суммарный объем продаж всех видов электромобилей возрос с 1,27 млн. шт.  до 6,75 млн. шт.[1] - в 5,3 раза. (рис. 1.)

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на электромобили оказался более устойчивым относительно снижения спроса и предложения на автомобили в целом, наблюдаемого в 2020г.[2]

Причем спрос на электромобили с аккумуляторами опережал динамику спроса на гибридные электромобили. Анализ сложившихся пропорций в структуре продаж показал, что в последние три года доля электромобилей с аккумуляторами в среднем составляла уже – более 72% против 60% в период до 2015г.  Этот фактор свидетельствует о том, что временной период переходного этапа[3] от обычных автомобилей к электромобилям значительно сокращается.

Примерно 90 % мировых продаж всех видов электромобилей приходится на Китай, Европу и США.

Китай, начиная с 2015 года,  удерживает первую позицию в мировом рейтинге продаж электромобилей, на долю которого приходится – более половины (51%) от общего объема[4]. В 2021 году в Китае произошел прорыв, когда продажи электромобилей почти утроились – с 1,2 млн. шт. до 3,4 млн. шт., что стало ключевым фактором достигнутого мирового роста продаж. Вклад Китая в мировую динамику составил – 2/3 всего прироста продаж, что свидетельствует о его доминировании на мировом рынке электромобилей.

Рис.1. Динамика мировых продаж электромобилей, млн. шт.

Рис.2. Структура мировых продаж электромобилей в разрезе ведущих стран и регионов, млн. шт.

Источник: на основе данных Statista

Источник: на основе данных IEA

Европейский рынок, по итогам 2021 года, оставался вторым по величине рынком электромобилей, на долю которого пришлось 34% от мирового объема продаж. Доля США в среднем за последние пять лет составляла 13-14%, а в 2021г. этот показатель составил – 10,5% (рис. 2.). При этом, продажи электромобилей в США, впервые за последние годы, превысили отметку в полмиллиона и составили – более 720 тыс. шт. – это третья позиция в структуре мировых продаж. На долю других стран и регионов приходится – не более 4,5%. 

Среди различных стран и регионов особенно выделяются показатели роста рынка электромобилей практически во всех европейских странах, что обусловлено их стремлением к достижению своих целей по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) за счет перехода на электромобили.

Согласно рейтингу – в 2020 году большинству европейским странам удалось довести долю электромобилей за пределы значительно выше 10% в продажах новых легких транспортных средств. Причем, как и в прошлые годы, Норвегия оказалась заметным исключением в группе европейских стран – с достижением 75%-ой доли электромобилей[5].

В пятерку лидеров также вошли такие страны, как Исландия, Швеция, Нидерланды и Финляндия, в которых доля подключаемых к сети электромобилей в продажах новых автомобилей возросла в диапазоне - до 18-45% (табл. 1).

Во Франции и Германии этот показатель составил – 11,3% и 13,5%., что также демонстрирует высокую динамику развития этого сегмента рынка в этих странах.  

 В Китае доля электромобилей в продажах новых автомобилей составила – 6,2%, что несколько ниже среднеевропейского уровня. А в США значение этого показателя ещё ниже и составило – 2,3%.

Табл. 1. Доля подключаемых электромобилей в продажах новых
легковых автомобилей в 2020 году
, разрезе стран в процентах к продажам.

Наименование стран

2020 год

Наименование стран

2020 год

Норвегия

74,8

Германия

13,5

Исландия

45,0

Люксембург

11,4

Швеция

32,2

Франция

11,3

Нидерланды

24,9

Великобритания

10,7

Финляндия

18,1

Австрия

9,5

Дания

16,4

Ирландия

7,4

Швейцария

14,3

Китай

6,2

Португалия

13,5

США

2,3

Источник: по данных Statista, EV volumes 

Вместе с тем, при сравнении размеров рынка в абсолютном исчислении, то Китай и США являются крупнейшими потребителями электромобилей, объемы продаж которых на внутренних рынках несопоставимо выше, чем в европейских странах

Рис 3. Объемы продаж электрических легковых автомобилей в 2020г., в абсолютном значении, тыс. шт

Источник: по данным Statista, EV volumes

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ)[6] продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) в 2020 году составили 1,25 млн. шт. При сравнении, количество проданных электромобилей в Китае превысило показатели продаж, например, в Германии – более чем в 3 раза (395 тыс. шт.), Франции и Норвегии вместе взятых – в 4,2 раза (291 тыс. шт.) (рис. 3.).  

Эти соотношения свидетельствуют о значительном превышении размеров китайского рынка электромобилей в абсолютном исчислении при сравнении с другими странами. Китай, на протяжении последних лет, устойчиво занимает первое место среди стран с крупнейшими рынками, что обусловлено проводимой политикой поддержки и успешной реализацией стратегии собственного производства электромобилей.

Второе место принадлежит Германии, а США удерживает третье место. Несмотря на то, что, например, Норвегия демонстрирует самую высокую долю электромобилей в продажах новых легковых автомобилей, оцениваемую в 75%, ёмкость рынка электромобилей в этой стране в абсолютных единицах, как и во многих других европейских странах, несравнимо ниже, чем в Китае, Германии и США.

Например, в США количество проданных электромобилей возросло до 328,0 тыс. шт., что в 3,1 раза больше, чем в Норвегии и в 1,8 раза превышает уровень продаж во Франции. Среди европейских стран, наиболее высокая динамика развития рынка электромобилей характерна для Германии, в которой в 2020г. было продано более 394 тыс. шт. – это в 2,1 раза больше, чем во Франции и Великобритании и в 3,7 раза, чем в Норвегии. Но, при сравнении с Китаем, практически ни одна страна мира не может сравниться с размером китайского рынка электромобилей. 

В соответствии с мировыми тенденциями наметился более активный процесс продвижения электромобилей в странах Центрально-азиатского региона, хотя динамика развития этого рынка значительно ниже среднемировой. Стоит отметить, что Узбекистан и Казахстан в целях недопущения технологического отставания и достижения целевых ориентиров «зелёного» развития, продвигают приоритет развития рынка электромобилей (EV).  

В Узбекистане, являющегося одним из ведущих в регионе производителей собственных автомобилей, наблюдается рост импорта электромобилей. Особенно высокая динамика роста была зафиксирована в последние два года. В 2021г. количество импортируемых электромобилей возросло более чем в 6 раз – с 131 штук до 809 штук. [7]  В результате доля электромобилей в общем объеме импорта автомобилей возрослас 0,07% в 2018г. до 3% в 2021г. (рис.4)

В 2021г. электромобили импортировались в Узбекистан из 11 зарубежных стран – Китая, Турции, США, Германии и др. Основная доля импортируемых электромобилей приходится на Китай – около 90%, поставки китайских электромобилей возросли – до 809 штук. (рис. 5).

Рис. 4. Доля импортируемых электромобилей в общем импорте автомобилей Узбекистана, 2018-2021гг.

Рис. 5. Доля электромобилей в общих продажах автомобилей Узбекистана, 2018-2021гг.

Источник: по данным Государственного комитета Республики Узбекистан  по статистике

Источник: оценки ИПМИ на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Как показал анализ, в результате роста объемов импорта доля электромобилей в общих продажах новых автомобилей в Узбекистане увеличилась за последние три года - с 0,006% в 2018г. до 0,35% в 2021г. (рис.6). Достигнутые значения свидетельствуют, с одной стороны, о быстрых изменениях, происходящих на рынке продаж автомобилей. С другой стороны, при сравнении с показателями продаж электромобилей с другими зарубежными странами – о больших резервах дальнейшего развития рынка электромобилей.

Рис. 6. Географическая структура импорта электромобилей  Узбекистана, 2021г

Источник: по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

В Казахстане количество зарегистрированных электромобилей в 2020 году составило – 550 шт. Показатель доли электромобилей в общем количестве зарегистрированных автомобилей не превысил – 0,013%. При сравнении размеров рынка электромобилей в абсолютном исчислении, то в Узбекистане в 2021г. количество электромобилей[8] уже на 40-45% превышал аналогичный показатель в Казахстане, хотя еще в 2019г. складывалась прямо противоположная ситуация.

Рис. 7. Выбросы в транспортном секторе стран Центральной Азии (Мт СО2)[9]

C точки зрения выбросов в транспортном секторе, то Узбекистан добился высоких показателей по их снижению благодаря таким факторам, как масштабный переход автотранспорта на более экологичное газомоторное топливо, а также продвижение на рынок электромобилей[10]. По объемам выбросов в транспортном секторе, Узбекистан занимает третье место после Казахстана и Туркменистана (рис.7).  Вместе с тем, по показателям интенсивности общих выбросов СО2 на единицу ВВП, Узбекистан, как и большинство стран СНГ, входит в категорию стран с высоким их уровнем.

В мировой масштабе технологический переход транспортных средств на новые источники энергии способствовали замедлению темпов роста общих выбросов при сжигании топлива, однако в целом за 2010-2020гг. объемы мировых выбросов возросли – на 9-10%.  В этой связи, главной климатической целью мирового развития является – достижение нулевых выбросов, в том числе за счет технологической трансформации транспортного сектора. Сведение к 2050 г. показателя глобальных выбросов до ноля согласуется с усилиями по недопущению повышения средней температуры планеты 1,5-2°C.

Узбекистан, в соответствии с мировыми тенденциями, также вносит свой вклад и в борьбу с глобальным изменением климата. На Конференции ООН по изменению климата (COP26) Узбекистан расширил свои обязательства к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 35% (ранее 10%) по сравнению с уровнем, зафиксированным в 2010 году.

На Международном Форуме по сокращению бедности в Узбекистане (2022), республика присоединилась к инициативе Глобального обязательства по сокращению выбросов метана (Global Methane Pledge) с целью сокращения глобальных выбросов метана к 2030 году не менее чем на 30 % по сравнению с уровнем 2020 года. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности Узбекистана договорились о разработке национальной программы по выбросам метана. 

Перспективы развития рынка электромобилей: после десятилетия стремительного роста продаж общий парк электромобилей насчитывает – более 10 млн., что составляет – 1% от мирового автомобильного парка. В 2020 году в мире было зарегистрировано рекордное количество новых электромобилей – более 3 млн. с прогнозируемой тенденций дальнейшего роста.[11]

По прогнозам Международного энергетического агентства, к концу десятилетия - к 2030 году количество электромобилей возрастет, как минимум - до 145 млн. А в случае поддержки отрасли сто стороны правительств, число электромобилей к 2030 году в мире может достичь и 230 млн.

Согласно экологическому плану EU Green Deal[12], Европа должна полностью перейти на «чистые» автомобили уже к 2035г. Европейские страны будут придерживаться ещё более жестких экологических норм для автотранспорта – вплоть до полного запрета автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Например, правительство Германии нацелено к 2030г. довести спрос на электромобили до 15 млн., что потребует ввода до 1 млн. зарядных станций[13].  

Целевые ориентиры по обеспечению нулевого уровня выбросов от использования транспортных средств за счет полного запрета на использование автомобилей с ДВС, варьируются в диапазоне временного периода – уже в 2025 году (Норвегия) до 2030-2040гг. (Германия).

Совершенно предсказуемо выстраивают амбициозные планы – Китай и Индия, в которых срок запрета на покупку автомобилей с ДВС и сохранения возможности приобретения только гибридных автомобилей или электромобилей установлен – до 2030 года. По прогнозным оценкам, в Китае электромобили составят 40% автомобильного рынка к 2030г. В США доля электрических и гибридных электромобилей возрастет до 50% к 2030г.

В целом, уже к концу десятилетия доля электромобилей на рынке автомобильных продаж по всему миру может достигнуть 30-40%, а к 2040 году – не менее 50%.

Заключение: результаты анализа мировых тенденций и перспектив развития рынка электромобилей свидетельствуют о происходящих технологических сдвигах в транспортном секторе. В целях недопущения технологического разрыва в развитии транспортного сектора и успешного встраивания Узбекистана в процессы «зелёного» перехода на альтернативные источники энергии требуется усилить совместную работу автопроизводителей и государства в рамках новых   государственных программ, которые на текущий момент уже реализуются в Китае, Европе и США.  

В Узбекистане в этом направлении сделано уже многое – разработан проект постановления о поддержке приобретения импортных электромобилей, начата работа по разработке концепции по производству собственных электромобилей, обозначен целевой ориентир по доведению доли электромобилей в объеме рынка продаж автомобилей – не менее чем до 15%. В процессе разработки концепции и дальнейшего формирования благоприятный среды для продвижения электромобилей требуется учесть условия и факторы развития соответствующих рынков с учетом зарубежного опыта.

Основными факторами достигнутых темпов развития рынка электромобилей выступали активные меры господдержки, принимаемые на национальном уровне, особенно в странах, демонстрирующих наибольшую приверженность к переходу на альтернативную энергетику. Анализ этих мер, несмотря на их разнообразие, позволил обозначить ключевые из них, в том числе:

- меры по стимулированию приобретения электромобилей: отмена НДС и пошлин; программы потребительских кредитов; экологические бонусы; отмена налога на выбросы углекислого газа; денежные субсидии и отмена платы за номерные знаки; стимулирование спроса посредством контрактов на государственные закупки; кредиты корпоративного среднего потребления топлива –двойные кредиты при применении автомобилей с новой энергией;

- меры по созданию удобных условий эксплуатации электромобилей: отмена транспортного налога (дорожного); отмена платы за парковку и т.д.;

- меры по созданию инфраструктуры: расширения зарядной инфраструктуры, быстрой зарядки; создание частных точек зарядки; дополнение технических стандартов при строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий; встраивание в существующую городскую среду и внегородскую дорожную инфраструктуру, обеспечение доступа к электросетям; стимулирование НИОКР в области новых технологий зарядки и др.

Как показывает мировой опыт, в результате действия совокупности мер по стимулированию потребителей и производителей электромобилей, постоянному совершенствованию технологий – может привести к удешевлению электромобилей, повышению их конкурентоспособности и привлекательности на рынке.

Список литературы

  1. База данных мировых продаж электромобилей -  EV-volumes.

  2. МЭА (2022), Электромобили преодолевают проблемы с поставками, увеличив мировые продажи более чем в два раза.

  3.  EU Green Deal, European commission.

Обзор подготовлен Бикеевой Э.Р.,  Султановой Д.А.

 


[1] Этот объем включает все виды автомобилей (легковые автомобили, легкие грузовики т легкие коммерческие автомобили), подключаемых к сети (с аккумуляторами, подключаемых гибридных электромобилей)
[2] В этот период наблюдалась наиболее высокая динамика продаж электромобилей - в 2,1 раза, в результате чего их доля в общих продажах увеличилась с 4,2% до 8,3% практически за один год. Напротив, по итогам 2020 года, продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снизились – на 6%
[3] Использование гибридных автомобилей – это и есть переходный период от обычных автомобилей к электромобилям
[4] За исключением кризисного 2020г., связанного с пандемией: Европа потеснила Китай, на которую пришлось - 45% продаж электромобилей против показателя китайской доли – 39%
[5] С подзарядкой от электросети
[6] http://en.caam.org.cn/Index/show/catid/34/id/140.html
[7] База данных статистики международной торговли. URL: https://comtrade.un.org/data/
[8] В расчет по Узбекистану принят показатель всего объема импортируемых электромобилей в количестве 809 шт.
[9] База данных по выбросам для глобальных атмосферных исследований. Европейская комиссия https://data.jrc.ec.europa.eu/dataset/2f134209-21d9-4b42-871c-58c3bdcfb549#dataaccess
[10] хотя фактор пандемических ограничений, введенных, в том числе в транспортном секторе, также оказывал влияние на показатели выбросов, во всех странах Центральной Азии
[11] https://www.ev-volumes.com/
[12] Европейский зеленый курс. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_3541
[13] https://thedriven.io/2021/11/25/germanys-stunning-new-ev-targets-under-traffic-light-coalition-of-sdp-greens-and-business/
1473