Немонетарные инструменты социальной защиты детей: бесплатное школьное питание

 

За простыми словами «школьное питание» стоит здоровье детей, залог формирования образованного, физически и психически здорового будущего поколения. Мировые исследования по вопросам школьного питания отмечают тенденции позитивного влияния программ бесплатного школьного питания на повышение уровня посещаемости школ, формирование привычек правильного питания, улучшение образования и здоровья детей. Кроме того, программы стимулируют активность предпринимательства, позволяя развивать местное сельское хозяйство и производство продуктов питания и услуг.

По данным Всемирной продовольственной программа ООН (WFP) в период 2020-2022 годы количество детей, получающих школьное питание, во всем мире увеличилось на 7%, в странах с доходом ниже среднего – на 12%. Сегодня примерно 41% детей во всем мире, посещающих начальную школу, пользуются программами школьного питания: 18%  школьников - в странах с низким уровнем доходов, 39% - в странах с уровнем дохода ниже среднего,  61% - в странах с высоким уровнем дохода.

Всемирная продовольственная организация (ФАО) также рассматривает организацию школьного питания как действенный инструмент воспитания здоровых пищевых привычек и питания. Внедрение здорового питания в школах и просвещение по правильному питанию служат повышению грамотности детей и семей в вопросах здоровья.

В Узбекистане, думая о будущем человеческом капитале страны, также принимаются меры по улучшению образования и здоровья детей. В госпрограмме по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрено во всех школах страны внедрение бесплатного питания для учащихся начальных классов. Пилотное обеспечение учащихся начальных классов бесплатным питанием началось в Каракалпакстане и Хорезмской области в 2022 году. На эти цели из госбюджета выделены по 100 млрд.сум в каждый регион.

Эксперты ИМРИ провели опрос 40 школах среди более 4 тысяч детей 1-4 классов,  их родителей и учителей в Каракалпакстане и Хорезмской области. Выявлено, что реализация программы бесплатного школьного питания в пилотных регионах в течение 2022-2023 годов признана как «удовлетворительно».

Кроме этого, в рамках проекта ИМРИ по оценке индекса благополучия детей в Узбекистане, реализуемого при поддержке Всемирного банка, проведен социологический опрос, в котором приняли участие более 2000 домохозяйств и более 3000 детей из всех регионов республики. Результаты опроса позволили определить связь данной программы с посещаемостью детей школ.

Для оценки влияния бесплатного питания в школах на посещаемость учащихся начальных классов школ использована модель “Propensity score matching”, которая выявила схожие по характеристикам домохозяйства в пилотных регионах (Республике Каракалпакстан или Хорезмской области) и для сравнения в контрольных регионах (остальных 12 регионах республики). При сравнении уровня посещаемости школы между двумя группами по t-тесту бесплатные обеды гипотетически способствуют повышению уровня посещаемости детей в школах на 8%.

Кроме того, известно, что привычки правильного питания, выраженные в регулярности домашних завтраков и потреблении богатых витаминами, макро- и микроэлементами продуктов, овощей и фруктов служат не только поддержанию здоровья детей, но и улучшению их успеваемости в школе.

Изучив опыт других стран и пилотных регионов Узбекистана, экспертами ИМРИ рекомендуется следующее:

  • пересмотреть рацион бесплатного школьного питания начальных классов дифференцированно, в соответствии с условиями жизни каждого региона;

По результатам опроса детей в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области периодически едят орехи, узюм, курагу, овощи и фрукты 77% опрошенных детей (в других регионах республики – 88%). Каждый день употребляют мясо – 61% детей в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области и 73% - в других регионах.

  • для питания во всех школах должна быть организована кухонная или столовая зона, чтобы всех обучающихся начального общего образования (с 1 по 4 класс) не менее одного раза в день  обеспечить бесплатным горячим питанием;

В 75% школах Хорезмской области и 53% школах Республики Каракалпакстан есть школьная столовая или буфет.

В России всем обучающимся по образовательным программам начального общего образования (с 1 по 4 класс) не менее одного раза в день положено бесплатное горячее питание: горячее блюдо и горячий напиток.

  •  должны соблюдаться нормы по калорийности, составу и массе блюд. В рацион должны быть включены обогащённые продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами), а также пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли;

В России ассортимент продуктов и блюд школьного питания разнообразен и включает блюда из крупы и творога; мясные или рыбные блюда; молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло); блюда из яиц; овощи (свежие, тушёные, отварные); макаронные изделия. Предусмотрено использовать еще и обогащённые продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами), а также пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли (содержание добавляемой в блюдо соли на каждый приём пищи не должно превышать 1 грамм на ребёнка).

  • включение в рацион школьного питания молока и молочных продуктов, в результате чего каждый ребенок как минимум в течение трех лет прибавит в росте и в весе, у детей снизится уровень заболеваемости и уменьшатся нарушения обмена веществ;

В Китае из-за “Школьного молока” дети начали быстрее расти. В Китае программа была запущена в 2000 году, и за 13 лет потребление молочных продуктов на душу населения выросло с 6,7 до 23,9 кг в год. Каждый ребенок, получавший школьное молоко в течение трех лет, прибавил в среднем 1,2 см в росте и 0,6 кг в весе.

Российские дети благодаря “школьному молоку” стали меньше болеть. У детей снизилась заболеваемость костно-мышечной системы, заболеваемость эндокринной системы, нарушения обмена веществ.

  • программа школьного питания, предоставляя детям экологически чистую, обогащенную микроэлементами и витаминами пищевую продукцию, должна развивать местное сельское хозяйство и производство продуктов питания и услуг;

В Казахстане в рамках программы бесплатного горячего школьного питания в отрасль производства и переработки сельскохозяйственной продукции и общепита привлекаются большие инвестиции, развивается фермерство, перерабатывающая промышленность, сфера логистики и общественного питания, появляются сотни тысяч рабочих мест.

  • необходимо создание электронной онлайн-платформы для оценки качества бесплатного питания в школах (с возможностями проведения опроса детей и их родителей), что позволит усилить общественный контроль и проводить регулярный мониторинг;

В Швеции местные органы власти, общественность и администрация школ используют онлайн-платформу под названием «SkolmatSverig» для оценки качества бесплатного питания. Платформа содержит показатели оценки качества питания, и любой гражданин или организация имеет возможность проверить качество школьного обеда на соответствие рекомендуемым нормам, внести предложения по улучшению его качества, организовать опрос детей и их родителей.

  • для расширения охвата бесплатным школьным питанием и финансирования программы в Узбекистане могут быть привлечены доноры, как национальный частный сектор, так и международные организации.

 Миссия Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН) заключается в поддержке правительств стран мира в обеспечении доступа всех детей к школьному питанию и здоровому образу жизни, а также в повышении их интереса к обучению. 

Таким образом, число стран, принявших политику школьного питания, растет год за годом. Сегодня более 87% всех стран мира используют программы школьного питания как платформу, обеспечивающую доступ не только к услугам образования, но и  услугам здравоохранения и социальной защиты детей. Узбекистан также нацелен на использование этого прогрессивного инструмента, направленного на социальную защиту и улучшение благополучия детей и будущих поколений.

 

Дилдора Каримова,
д.э.н., руководитель проекта ИМРИ

Дийдор Бердикличев,
старший научный сотрудник ИМРИ

 

954