Зарубежный опыт земельных реформ: часть 2

 

Чехия

В Чехии (тогда Чехословакия) процесс земельной реформы начался после принятия Закона о земле в 1991 году и Закона о преобразовании колхозов в 1992 году.

Выбранный подход к земельной реформе заключался в восстановлении структуры собственности, какой она была в 1948 году до прихода к власти коммунистического правительства, но после земельной реформы, проведенной в 1946–1947 годах.

Поскольку земля и другое имущество членов кооперативов зачастую формально не экспроприировались, в большинстве случаев после 1991 года формальные собственники и их правопреемники смогли вступить во владение своей землей через неформальную процедуру изъятия своей земли из кооперативных хозяйств.

В отношении совхозов, где в большинстве случаев земля была формально экспроприирована у бывших частников, была проведена формальная и законная процедура реституции. Земельный фонд был создан в 1992 году, и на начальном этапе процесса реституции управление государственными сельскохозяйственными землями совхозов было передано фонду.

Только граждане Чехии имели право на реституцию земли, и первоначально реституция также ограничивалась лицами, постоянно проживающими в стране. Последнее ограничение было снято Конституционным судом в 1995 году.

В большинстве случаев процедура реституции государственных земель сельскохозяйственного назначения была административной. Если Земельный фонд признавал иск, земля возвращалась и права на землю регистрировались.

Только в случаях разногласий по поводу законности или масштаба иска к делу привлекались Министерство сельского хозяйства или Суд. Если физическая реституция была невозможна, лицу, имеющему на это право, выплачивалась компенсация.

Результаты

Всего в период с 1991 по 2003 год было подано 231 тыс. исков о реституции, из которых 98,6% были удовлетворены к концу 2003 года.

Процесс земельной реформы в Чешской Республике привел к восстановлению сильно фрагментированной структуры собственности, существовавшей до 1948 года, со средним размером сельскохозяйственных участков 0,4 га.

Большинство владельцев, получивших обратно землю после земельной реформы, не заинтересованы в сельском хозяйстве и из-за раздробленности собственности и широкого распространения совместной собственности они на практике зачастую имеют только возможность продолжать сдавать землю в аренду крупным корпоративным хозяйствам, пришедшим на смену колхозам или совхозам в этом районе.

В 2005 году 86% от общего количества используемых сельскохозяйственных земель было арендовано у владельцев. В 2007 году в управлении Земельного фонда оставалось около 0,45 млн га (или 13% используемых сельскохозяйственных земель).

Словакия

В Словакии (тогда Чехословакии) земельная реформа шла по тому же пути, что и в Чехии, пока обе страны не были созданы в 1993 году.

Подход земельной реформы заключался в восстановлении структуры собственности, какой она была в 1948 году до прихода к власти коммунистического правительства, но после земельной реформы, проведенной в 1946-1947 годах.

Государственные сельскохозяйственные угодья были возвращены в официальном порядке. Крайним сроком подачи официального заявления о реституции был конец января 1993 года. У фактического владельца земли (часто кооперативного хозяйства или государства) было 60 дней, чтобы ответить на требование и заключить договор о возврате собственности.

В общей сложности около 124 тыс. первоначальных владельцев потребовали реституции 180 тыс. га. Размер заявленной земли в среднем составлял менее 2 га.

Кооперативы должны были до начала 1993 года преобразоваться в частные юридические лица с прозрачными отношениями собственности. Часто образовывались новые «частные» кооперативы, которые на практике продолжали сельскохозяйственную деятельность прежних социалистических кооперативов посредством договоров аренды с частными владельцами, которые изъяли свою землю у бывших кооперативов или получили обратно права на землю путем реституции.

Результаты

В сельскохозяйственной структуре Словакии по-прежнему полностью доминировали крупные корпоративные фермы, пришедшие на смену социалистическим кооперативам. В 2005 году 91% с/х земель был арендован.

Процесс земельной реформы в Словакии привел к восстановлению сильно фрагментированной структуры собственности со средним размером участков сельскохозяйственной земли 0,45 га и в среднем 12-15 совладельцами на каждый участок.

Совместное владение землей обычно является «узким» местом для развития земельного рынка, поскольку невозможно распорядиться землей из-за необходимости согласия всех совладельцев. Таким образом, сдача в аренду крупным фермам, пришедшим на смену кооперативам и совхозов продолжалась. Кроме того, в Словакии существовали серьезные проблемы с неизвестными владельцами сельскохозяйственных земель.

В 2006 году 7% с/х земель оставались в государственной собственности, а еще около 23% оставались с неизвестными владельцами. Обе категории находились в ведении Земельного фонда и часто сдавались в аренду крупным корпоративным фермам. Государственная земля могла быть приватизирована путем продажи, но это не относилось к земле, право собственности которой неизвестно.

 

 

Дарья Ильина,
руководитель проекта ИМРИ

Алексей Ким,
ведущий научный сотрудник ИМРИ

 

 

790