Позиционирование регионального экспорта на немецком рынке. Преимущества регионального экспорта узбекских товаров в Германию

 

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провели оценку позиционирования регионального экспорта на немецкий рынок.

В исследовании использованы критерии выявления конкурентных преимуществ и территориальной диверсификации экспорта с применением индексов RCA (Revealed comparative advantage) и HHI (Herfindahl–Hirschman index).

По результатам исследования наиболее привлекательными товарами, обладающими конкурентными преимуществами экспорта (RCA ≥ 1,000) на рынке Германии определены текстильные изделия (16,6% в 2022 г.), одежда (15,7%), химические удобрения (12,6%), овощи и фрукты (7,2%), цветные металлы (6,9%), неорганические химические вещества (3,1%).

Для справки: Германия является новым осваиваемым рынком для Узбекистана. За 2018-2022 годы экспорт узбекских товаров возрос в более 1,7 раза и в 2022 году составил 88,9 млн.долл США (0,5% общего объема экспорта страны).

Оценка территориально-товарной структуры позволила выявить следующие особенности регионального экспорта по вышеуказанным товарам:

1. Динамичный рост экспорта в Бухарской, Кашкадарьинской, андижанской, Джизакской, Ташкентской областях (2018-2022 годы) был достигнут за счет расширения производственных мощностей пищевых продуктов и промышленных товаров. При этом ведущими регионами-экспортерами местных товаров на немецкий рынок являются г.Ташкент, Наманганская, Ташкентская, Джизакская, Ферганская области (более ½ части товаров, экспортируемых в Германию).

2. В группу с относительной территориальной диверсификацией экспорта (индекс концентрации экспорта – ECI => 0) включены текстильная пряжа, ткани, готовые изделия (0,371), одежда (0,454), овощи и фрукты (0,387):

  • регионы-экспортеры текстильной продукции (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ферганская, Хорезмская области) и одежды (Андижанская, Бухарская, Наманганская, Самаркандская, Ташкентская области) характеризуются специализацией экономики на переработке хлопка-волокна на фоне предпринимательской активности населения.

Таблица

Группировка узбекских товаров, наиболее привлекательных для Германии

Наименование товаров и услуг

Вклад товара, %

Террито-риальная концентрация,

ECI

Регионы, обладающие конкурентными преимуществами

RCA ≥ 1,000

 

 

 

 

Относительная территориальная диверсификация экспорта

 

 

Текстильная пряжа, ткани, готовые изделия

16,6

0,371

Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ферганская, Хорезмская

 

 

Овощи и фрукты

7,2

0,387

Республика Каракалпакстан, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Хорезмская

 

 

Одежда

15,7

0,454

Андижанская, Бухарская, Наманганская, Самаркандская, Ташкентская

 

 

Относительная территориальная концентрация экспорта

 

 

Цветные металлы

6,9

0,714

Ташкентская, г.Ташкент

 

 

Удобрения

12,6

1,000

г.Ташкент

 

 

Неорганические химические вещества

3,1

1,000

г.Ташкент

 

 

Для справки: В 2021 году в Узбекистане внедрена система преференций GSP+, позволяющая экспортировать в страны Евросоюза 6200 разновидностей товаров без пошлин. В результате этого узбекский экспорт в ЕС возрос на 47,2% в 2022 году, Германию - на 23,1%, причем более 85% роста приходится на текстильную продукцию.

3. В группу с отностельной концентрацией экспорта (ECI => 1) отнесены цветные металлы (0,714), удобрения и неорганические химические вещества (1,000). Наличие и использование минерально-сырьевых ресурсов на фоне развитого крупного бизнеса предопределили Ташкентскую области и г.Ташкент основными экспортерами данных товаров.

В целом, перспективы поиска дополнительных возможностей укрепления позиций регионов Узбекистана на немецком рынке связаны:

- с диверсификацией производства и поиском путей экспорторасширения текстильной продукции (Наманганская, Самаркандская, Ташкентская), одежды (Сырдарьинская, Ферганская области), включения местной продукции в глобальное цепочки создания добавленной стоимости;

- с расширением экспорта электрических машин, аппаратов и приборов, дорожных принадлежностей и сумок, кожаных изделий, имеющих широкий спрос в странах ЕС (Андижанская, Наманганская, Ташкентская, Ферганская области, г.Ташкент);

- освоением экспортоориентированной продукции фармацевтической продукции на базе организации двухстороннего сотрудничества и размещения совместных узбекско-немецких предприятий в фармацевтических зонах (к примеру, Заамин-фарм Джизакской, Касансай-фарм Наманганской, Сырдарья-фарм Сырдарьинской областей).

Для регионов целесообразным является стимулирование привлечение иностранных инвестиций в перспективные средне- и высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью, в том числе IT-технологии, микробиологию, селекционирование и пр.

 

Элнорахон Якубова,
руководитель проекта ИМРИ

Мирзабек Жамолов,
старший научный сотрудник ИМРИ

Салимжон Бекмуродов,
с
тарший научный сотрудник ИМРИ

1226